Советы по правильной композиции кадра

Правильная композиция кадра при фотосъемке помогает передать характер и обстоятельства фиксируемых событий. Композиция представляет собой объединение разрозненных компонентов произведения в цельное художественное произведение, раскрывающее глубинное содержание через определенные зрительные образы. Менее значимые элементы композиционного построения группируются вокруг сюжетно-тематического центра. Для выражения смыслового наполнения композиции применяются специализированные средства: освещение, цветовая тональность, ракурс, план, момент и точка съемки, контрастные соотношения и яркие акценты.

kompoziciya-kadra

Популярные приемы

Композиция всегда выполняет вспомогательную роль. Выражение оригинального авторского замысла через композиционное построение фотокадра подобно использованию речи для передачи мысли. Наиболее часто применяемые приемы в композиции:

  • Правило одной трети — деление кадра на симметрические части нежелательно. Предпочтительно визуальное деление изображения на 3 части по вертикали или горизонтали. Небо может занимать верхнюю треть кадра, остальные детали можно расположить в двух нижних третях снимка.
  • Диагональные (пересекающиеся) линии — практическое проявление теории «Золотого сечения». Применение популярного правила стимулирует движение взгляда в определенном направлении. Стартовую точку можно размещать в левом верхнем углу, наиболее популярном среди пользователей по направлению взгляда. Допустимо любые другие расположения направляющих линий при условии четкого их выражения.
  • Выделение объекта — интересные результаты получаются при настройке объектива на малую величину глубины резкости. Максимальное открывание диафрагмы помогает размыть второстепенные детали для максимального выделения центрального объекта.
  • Выделение контрастом — взгляд человека, рассматривающего фотоснимок, непроизвольно фиксируется на самых контрастных деталях. Привлечение внимания зрителей за счет продуманного размещения контрастных предметов помогает сфокусировать внимание на самых значимых деталях фотографии. Цветовой контраст, повышаемый посредством поляризационного фильтра, придает снимку особый колорит, привлекающий внимание.

Восприятие объектов в значительной степени зависит от светотени (градаций темного и светлого). Фотографируемые объекты воспроизводятся через светотени, зависящие от объемной формы предметов, характера освещенности и состояния атмосферы.

Взаимосвязь света и тени, бликов и полутени обеспечивает определенное восприятие предметов при непосредственном обзоре и рассматривании на снимках. Используя студийный свет вы можете добиться гармоничной слаженности композиционных элементов и эмоциональной выразительности фотографии. Искусство фотографирования включает в себя умение обобщения и воспроизведения оригинальных световых оттенков на основе композиционного объединения видимых явлений.

Оригинальные композиционные решения

Обрамление объекта природными или рукотворными элементами придает снимку запоминающийся эффектный вид. Фотографирование из дверного проема или пещеры придает особый колорит снимку.

Для максимального подчеркивания достоинств объекта применяется выделение светом на фоне менее освещенных предметов. Замеры экспонометром выполняются по наиболее освещенному участку кадра.

При использовании линий эмоциональное воздействие зависит от их формы. Ломаные линии придают кадру экспрессию, изогнутые успокаивают, диагональные добавляют динамику, вертикальные формируют величие, горизонтальные приносят безмятежность и покой.

Необходимо избегать использования прямых линий, разделяющих снимок на части или выходящих за границы фотографии. Желательно размещать предмет в конце линий для фиксации взгляда в границах кадра. Схождение параллелей в перспективе предпочтительно размещать не в центре кадра.

Применение вводящий линий, начинающихся в нижнем углу и ведущих к смысловому центру снимка, придает особую наполненность фотографии. В качестве такой линии может использоваться пешеходная тропинка, удлиненный предмет, а также линии разграничения цветовых оттенков.

Для сохранения динамики необходимо оставлять свободное пространство перед движущимся объектом. Динамику снимка создают различные диагональные построения. Наклонные линии придают неустойчивость формируемой композиции.

Цветовая тональность формирует определенное эмоциональное впечатление. Темные тональности, ассоциируемые с ночью, придают ореол таинственности. Светлые тональности, ассоциируемые с солнечным светом, повышают настроение.