Понимание света как физического явления — непременное условие для получения студийных и уличных фотоснимков профессионального качества, ключ к созданию идеальных художественных композиций. Разобравшись с главными особенностями светового потока, фотограф может легко управлять освещением снимаемого объекта и добиваться желаемого результата даже без использования дополнительной дорогостоящей оптики.
С точки зрения фотографии, свет обладает рядом характеристик, самые важные из которых:
До начала фотосъемки полезно определиться с основным источником света. Если съемка ведется вне помещений, в качестве такого источника обычно выступают луна либо солнце, находящиеся в определенной точке небесной сферы. Однако в ночное (вечернее) время свет одновременно может излучаться также другими источниками:
Эти тонкости следует обязательно учитывать, равно как и неравномерность солнечного светового потока в пасмурную погоду, когда лучи рассеиваются облаками, а их направление теряет определенность и становится практически незаметным. В любом случае здесь важно фиксировать, откуда идет главный поток, и действовать сообразно реальной ситуации.
Эта характеристика определяется, главным образом, типом и мощностью источника световой энергии, а также расстоянием от него до фотографируемого объекта. Для понимания важности понятия интенсивности хорошо воспользоваться «законом обратных квадратов». Работа света на расстоянии и зависимость ее от дистанции между источником освещения, фотокамерой и объектом — достаточно сложная тема, которая рассматривается в отдельных специальных статьях.
Качественно световой поток можно разделить на жесткий и мягкий. Жестким считается прямой свет, например, импульсный студийный свет, делающий изображение на снимке четким и резко контрастным. Подобное освещение мало применяется при съемке портретов, однако это лучший вариант для пейзажной и уличной фотографии. Мягкий или рассеянный светопоток, естественно формирующийся в облачную погоду, хорош для портретной фотосъемки. Он отлично затушевывает тени, придавая объекту комплиментарность и плавнообтекаемость.
Этот элемент света для фотографа на менее интересен, чем три предыдущих. Цветовой спектр излучения равно зависит от характера источника и от субстанций, пропускающих излучаемый светопоток (фильтров, ширм и пр.). С помощью цвета фотохудожник создает настроение снимка и направляет внимание зрителей. Правильная работа с цветовой палитрой требует художественного чутья и богатого опыта, которые помогают в точной передаче идеи и атмосферы, закладываемых в кадр.
Для получения идеальных снимков следует не ограничиваться какой-то одной из описанных характеристик, а учитывать и при необходимости корректировать все параметры света, падающего на объект.
""