Для эффективной балансировки экспозиции рекомендуется один из двух проверенных методов: применение GND (градиентного фильтра нейтральной плотности) либо множественной экспозиции. Градиентный фильтр прост по принципу действия, а его использование обычно не требует постобработки снимка. Из-за горизонтальности градиентного перехода здесь верхняя зона кадра будет затемненной, а нижняя останется в исходном виде. Для ровного горизонта такое приспособление идеально. Но при съемке пейзажей с горами, возвышенностями или большими деревьями на переднем плане GND-фильтры могут затемнять важные детали снимка, что требует иных решений. Метод множественной экспозиции (съемки нескольких кадров с разной экспозицией) позволяет избежать этого недостатка, однако грамотное слияние изображений требует особого программного обеспечения и заметных затрат времени.
Для правильного выбора способа балансировки экспозиции полезно детальнее разобраться в технической стороне вопроса.
Устройство представляет собой отчасти затемненный фильтр, служащий для затенения ярких элементов или частей кадра, чаще всего неба. Подобные фильтры выпускаются в ряде вариаций:
В последнем случае возможно использование изделий с мягким/длинным , средним и жестким/коротким переходом.
Этот метод помогает захватить полный динамический диапазон. Для этого делают серию снимков с различной экспозицией. Самый простой вариант при этом - по одному базовому, недоэкспонированному и переэкспонированному изображению. Таким образом охватывается полный динамический диапазон с качественной проработкой освещенных и теневых зон фотоснимка.
Следующий этап - смешивание изображений с использованием программ Adobe Photoshop либо Adobe Lightroom и получение из частей изображений фотофайла с желаемой экспозицией.
Выбор метода балансировки экспозиции определяется конкретной ситуацией и реальной картиной. Градиентные фильтры хорошо работают при значительном контрасте между небом и планом, а также если горизонт достаточно ровный. Множественная экспозиция привлекательна при съемке горных пейзажей и деталей, выступающих над горизонтом. И чем больше будет сделано фотоснимков с различной экспозицией, тем качественней будет финальный кадр.
Для съемок в помещении важен студийный свет. Но это совсем другая история.
""