Если у фотографа есть свой стиль, его работы становятся узнаваемыми, а он известным. Стилем называют не просто набор отдельных элементов, а комплекс, включающий творческие приемы, личные подходы и навыки, методы обработки фото. Это индивидуальность, какие-то конкретные запоминающиеся штрихи в работах. Например, фотографии Ман Рэй сюрреалистичны, поэтому их не спутать ни с какими другими. Стиль формируется годами, впитывает в себя все возможности и умения автора. Он не просто отражает действительность, а скорее показывает личный взгляд на жизнь, формирует историю творческого пути мастера.
Рассмотрим, какие же конкретные составляющие включает в себя стиль фотографа и на что нужно обратить внимание, чтобы создать свой неповторимый, узнаваемый стиль.
Несомненно, в работе каждого фотографа важно то, какому оборудованию и аппаратуре он отдает предпочтение. Внешний вид снимка зависит от фокусного расстояния объектива, поэтому легко распознать, какое портфолио принадлежит поклоннику широкоугольной оптики, а какое — любителю портретника.
Также будут отличаться работы в зависимости от того, фикс-объективом вы пользуетесь или зумом. И это тоже оставит свой след на формировании стиля. Если с зумом можно выбрать удачный ракурс в одной точке и одновременно видеть окружающую картину, то с фиксом придется много двигаться, выбирать кадр и думать, в результате чего не единожды поменять свой подход к определению ракурса.
С помощью компактной беззеркалки вы сможете реализовывать сдержанный, даже документалистический подход. Репортажная съемка не предполагает позирования, поэтому подойдет небольшая камера с бесшумным затвором. Но для более серьезных работ придется постараться, чтобы привлечь внимание моделей — так кадры получатся более живыми. Маленькая техника — больше динамики, возможность снять интересные сюжеты.
Есть точка зрения, что начинающим фотографам не стоит сильно зацикливаться на выборе аппаратуры, чтобы набить руку на той технике, которая имеется под рукой. С другой стороны, разнообразие возможностей как раз и позволяет находить новые вариации, поэтому даже пара камер и столько же объективов будут способствовать формированию стиля. Так легче понять, что вам подходит, а что нет, что получается лучше, а над чем стоит поработать.
На стиль автора во многом влияет работа со светом. Некоторые предпочитают использовать только естественный свет, другие постоянно ищут новые возможности искусственного, третьи — смешанного, а более продвинутые фотографы принципиально работают со сложным светом.
На самом деле задействовать можно любые варианты, но личный стиль не проявится, если не пытаться расширить свои границы. Следовательно, в свою работу необходимо вкладываться, и только тогда появится масса новых возможностей. Например, при студийной съемке не стоит экономить на импульсных осветителях. Экспериментируйте с ведомыми или скоростными вспышками, и вы увидите, насколько изменится качество фотографий.
Обработка снимков также определяет стиль, поэтому важно уделять внимание ретуши и цветокоррекции. Здесь может получиться бесконечное множество вариантов, и вам необходимо понять, какой из них отражает ваш собственный мир. Возможно, вам он видится сквозь призму тонировки под пленку или отражается только в черно-белых оттенках? Есть любители и таких направлений.
Сфера обработки действительно бесконечна, и тут есть над чем думать и с чем экспериментировать.
Работать с композицией можно по-разному:
При этом, как бы вы не выстраивали композицию, важна техника работы с аппаратурой. Сюда входит выбор ракурса, наличие крупных объектов в кадре, односторонность — например, предпочтение портретной съемки. Возможно, вам нравится размытие или, напротив, четкие контуры. Некоторые фотографы экспериментируют с призмами, добиваясь необычных эффектов, другие выбирают более консервативный подход. В работах мастеров нередко присутствует будто бы легкая небрежность — но мы понимаем, что это тоже часть авторского стиля.
Если вам кажется, что вы упорно работаете над стилем, но ничего не получается, попробуйте взглянуть на свои старания с различных сторон:
Развивайтесь, ставьте перед собой сложные задачи, устраивайте челленджи. Создавайте однотипные работы, так вы поймете, стоит ли дальше развиваться в том или ином направлении. Экспериментируйте с приемами, методами, ракурсом, светом, эмоциями — и у вас обязательно все получится! Если нет, то не останавливайтесь и идите дальше.
""