Для фотографа-практика составляющей мастерства считается умение отобразить глубину пространства, зафиксированного на плоскости фотоснимка. Используя принцип оптической иллюзии можно выделить главные элементы кадра, сделать фото более интересным, а порой даже интригующим.
Закономерность формирования оптического изображения материального мира сопряжена с нашим зрительным восприятием окружающих предметов. Их форма и колористика заметно меняются относительно зрачка наблюдателя при изменении расположения таковых. И именно так мы воспринимаем реальные и определяющие свойства конкретного предмета.
Линейной перспективой считают изменения масштабов объектов (предметов), отвечающие увеличению расстояния от них. Базовые характеристики линейной перспективы:
С изменением расстояния до наблюдаемого предмета связана и тональная перспектива, то есть искажение цвета и тона объекта, что обусловлено толщиной воздушного слоя, присутствием в нем водяных паров и т. п. При этом ясность очертаний и четкость формы предмета с удалением от глаза теряются, насыщенность цветовой палитры падает с полной потерей яркости на отдалении. В глубине пространства смягчаются контрасты светотеней, рефлексы и блики угасают, дальний фон и пространство в глубине кажутся намного светлее переднего плана.
Следуя этим закономерностям, профессиональные фотографы формируют пространство кадра и оценивают расстояния. Так, при сходных цветах и одинаковой контурной объемной форме предметы могут казаться более удаленными от нас, если их контуры слабо различимы глазом и более расплывчаты, а цвета менее насыщены. На передний план фотокадра здесь выступают самые темные, четкие и резко контрастные фигуры.
Чтобы усилить оптический эффект глубины кадрового пространства, мастера рекомендуют:
Соответственно для ослабления иллюзии глубины фотокадра необходимо следовать обратным правилам: использовать длиннофокусную оптику, избегать на снимке передних планов, включать в кадр продольные либо поперечные линии, пользоваться равномерным передним освещением, получить которое помогает отражатель 5 в 1 или рассеянным плоским освещением, исключать из пространства снимка элементы, очевидно располагающиеся на разных дистанциях от фотокамеры.
В конкретных случаях полезно опробовать несколько вариантов усиления/ослабления иллюзии глубины, поскольку не всегда получается желаемый эффект, особенно при размещении объектов в зоне резкости.
""