vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Как создать иллюзию глубины на фотографии

Для фотографа-практика составляющей мастерства считается умение отобразить глубину пространства, зафиксированного на плоскости фотоснимка. Используя принцип оптической иллюзии можно выделить главные элементы кадра, сделать фото более интересным, а порой даже интригующим.

illyuziya-glubiny-na-fotografii

Что такое линейная и тональная перспективы

Закономерность формирования оптического изображения материального мира сопряжена с нашим зрительным восприятием окружающих предметов. Их форма и колористика заметно меняются относительно зрачка наблюдателя при изменении расположения таковых. И именно так мы воспринимаем реальные и определяющие свойства конкретного предмета.

Линейной перспективой считают изменения масштабов объектов (предметов), отвечающие увеличению расстояния от них. Базовые характеристики линейной перспективы:

  • фигуры при удалении видятся меньшими;
  • направленные вдаль параллельные линии стремятся сомкнуться в отдаленной точке;
  • грани предметов правильной формы в направлении луча зрения видятся короче своих реальных размеров.

С изменением расстояния до наблюдаемого предмета связана и тональная перспектива, то есть искажение цвета и тона объекта, что обусловлено толщиной воздушного слоя, присутствием в нем водяных паров и т. п. При этом ясность очертаний и четкость формы предмета с удалением от глаза теряются, насыщенность цветовой палитры падает с полной потерей яркости на отдалении. В глубине пространства смягчаются контрасты светотеней, рефлексы и блики угасают, дальний фон и пространство в глубине кажутся намного светлее переднего плана.

Следуя этим закономерностям, профессиональные фотографы формируют пространство кадра и оценивают расстояния. Так, при сходных цветах и одинаковой контурной объемной форме предметы могут казаться более удаленными от нас, если их контуры слабо различимы глазом и более расплывчаты, а цвета менее насыщены. На передний план фотокадра здесь выступают самые темные, четкие и резко контрастные фигуры.

Усиление и ослабление иллюзии глубины

Чтобы усилить оптический эффект глубины кадрового пространства, мастера рекомендуют:

  1. Применять фотооптику с малыми фокусными расстояниями, включая при этом в кадр предметы, находящиеся на переднем плане;
  2. Уводить взгляд зрителя за границы кадра за счет включения в композицию диагональных линий;
  3. Пользоваться избирательной фокусировкой и отвечающим ей диафрагмированием, чтобы отделить в кадре элементы заднего и переднего планов;
  4. Освещение снимаемого предмета должно быть задне-боковым либо боковым, желательно создавать четко выраженные тени;
  5. Кадровое пространство следует разделять на три художественных плана. На каждом из них (ближнем, среднем и дальнем) предпочтительно располагаться видимые объекты.

Соответственно для ослабления иллюзии глубины фотокадра необходимо следовать обратным правилам: использовать длиннофокусную оптику, избегать на снимке передних планов, включать в кадр продольные либо поперечные линии, пользоваться равномерным передним освещением, получить которое помогает отражатель 5 в 1 или рассеянным плоским освещением, исключать из пространства снимка элементы, очевидно располагающиеся на разных дистанциях от фотокамеры.

В конкретных случаях полезно опробовать несколько вариантов усиления/ослабления иллюзии глубины, поскольку не всегда получается желаемый эффект, особенно при размещении объектов в зоне резкости.

Интересные статьи
Схемы света и оборудование для фотопортрета
Одно из ключевых преимуществ студийной съемки – возможность регулировать освещение по своему усмотрению. Фотограф может использовать различные источники света, комбинировать их. В...
Секреты красивых черно-белых кадров
Первые фотографии изначально были черно-белыми, и лишь спустя некоторое время человечество изобрело способ делать снимки цветными. Сегодня одноцветная съемка снова в моде, хотя на...
Принципы работы с накамерной вспышкой
С помощью накамерной вспышки можно превратить любой кадр в страницу глянцевого журнала, добавляя изображению резкости и объема. Еще один вариант работы с накамерной вспышкой - репортажная...