vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Особенности применения экспонометрического оборудования

Определение оптимальной экспозиции — важнейшее условие для получения качественного снимка. Правильно определенное количество света, попадающее на поверхность фоточувствительного материала, помогает избежать недостаточной или избыточной экспозиции. Корректно установленная экспозиция позволяет снимать детализированные фотографии с плавными переходами между освещенными областями и теневыми зонами.

экспонометрическое оборудование

Диапазон яркостей

Различные фотоматериалы характеризуются индивидуальными показателями динамического диапазона, влияющего на способность точной передачи полутонов, расположенных между белыми и черными участками. Типовая негативная пленка передает диапазон яркостей 1:200. Стандартная фотобумага обладает соответствующим диапазоном 1:50. Фотобумага не способна отобразить информацию с точностью, идентичной параметрам фотопленки. Для правильной экспозиции необходимо устанавливать корректные показатели диафрагмы и выдержки, обеспечивающие отображение требуемого диапазона яркостей на используемом фотоматериале.

Коррекция экспозиции

EV (величина экспозиции) — применяется для обозначения разницы при экспонировании. Изменение на 1 EV соответствует двукратному изменению выдержки или изменению диафрагмы на одно деление. К примеру, если камера перед съемкой определила экспозицию на основе выдержки 1/125 и диафрагмы f/8, то при изменении данных на +1 EV может быть установлена любая пара из перечня: [1/60, f/8], [1/90, f/6,7] или [1/125, f/5.6]. При любой комбинации из перечисленных количество света, попадающего на пленку, вдвое превысит исходные показатели. При комбинации параметров [1/125, f/8] аналогичные показатели EV будут и при других настройках — [1/60, f/11] или [1/90, f/9.5].

При съемке объектов, обладающих небольшим диапазоном яркостей, все детали экспонируемого кадра корректно отображаются на фотобумаге или пленке. Сложности возникают при съемке объектов с деталями, сильно различающимися по уровню освещенности. Темный лес, фотографируемый на фоне яркого неба, сложен для съемки. В таких случаях приходится жертвовать частью оттенков, допуская появление относительно однородных затемненных или осветленных участков без детализованных полутонов. Фотоматериалы с малым диапазоном могут применяться для создания оригинальных эффектов. Съемка человека против яркого света с экспозицией по максимальной освещенности позволяет получить абсолютно черный силуэт на белом фоне.

Визуальное восприятие

Сложности в определении правильной экспозиции возникают по причине идеальной приспособляемости человеческого глаза к изменяющемуся уровню освещенности. Вечернее освещение в комнате перед наступлением сумерек воспринимается вполне достаточным. Фактически вечерняя освещенность многократно ниже дневных показателей или показателей, получаемых при использовании накамерной вспышки, но приспособляемость зрения нивелирует огромное различие. Естественное расширение зрачка в темном помещении помогает сетчатке глаза принять большее количество света.

Измерение реальных показателей освещенности производится экспонометрами и флэшметрами. Экспонометры актуальны при измерении параметров постоянного освещения, а флэшметры ориентированы на вычисление света от импульсных источников. Специализированные приборы, различающиеся по конструктивному исполнению и функциональным возможностям, оснащены фоточувствительными компонентами, преобразующими свет в электроток. После замера освещенности прибор отображает оптимальные показатели диафрагмы и выдержки, зависящие от показателей светочувствительности фотоматериала.

Применение экспонометрического оборудования

Измерение освещенности выполняется в отраженном или падающем свете. Максимальной точностью отличаются измерения в падающем свете, при выполнении которых экспонометр устанавливается на месте фотографируемого объекта. Наиболее распространены измерения отраженного света за счет упрощенного алгоритма процесса. Часто для таких измерений используются экспонометры, интегрированные в фотокамеру.

Неточности в измерениях возникают по причине одинаковой настройки приборов, рассчитанных на 18% отражения света от объекта. Такое отражение, оптимальное для стандартных ситуаций, нормативно для среднесерых объектов. При экспозамере полностью черных или белых предметов получаемые результаты некорректны и требуют непосредственного вмешательства фотографа. Несколько видов замера, используемых в камерах, помогают упростить решение задач:

  • Точечный замер — ориентирован на измерение параметров освещенности на избранном участке кадра с последующей установкой оптимальной экспозиции;
  • Центральновзвешенный замер с приоритетом центральной части кадра. Такой метод не учитывает влияние источников света по краям кадра;
  • Матричный (многозонный) замер с измерением освещенности по различным зонам кадра и последующим вычислением оптимальной экспозиции на основе данных, занесенных в память устройства производителем. Применение матричного замера обеспечивает определение контрового света и других сложных ситуаций.

В процессе замеров по любой методике необходимо учитывать важнейший фактор: фотокамера по умолчанию воспринимает объекты среднесерыми. Ручное введение экспокоррекции помогает откорректировать режим съемки для получения удовлетворительных результатов. Правильное применение экспокоррекции помогает получить детализованные изображения с ярко выраженными полутонами.

 
Интересные статьи
Схемы света и оборудование для фотопортрета
Одно из ключевых преимуществ студийной съемки – возможность регулировать освещение по своему усмотрению. Фотограф может использовать различные источники света, комбинировать их. В...
Секреты красивых черно-белых кадров
Первые фотографии изначально были черно-белыми, и лишь спустя некоторое время человечество изобрело способ делать снимки цветными. Сегодня одноцветная съемка снова в моде, хотя на...
Принципы работы с накамерной вспышкой
С помощью накамерной вспышки можно превратить любой кадр в страницу глянцевого журнала, добавляя изображению резкости и объема. Еще один вариант работы с накамерной вспышкой - репортажная...