facebook_ico vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico instagram_ico

Подсветка теней и выдержка синхронизации

Яркое солнце, на первый взгляд, кажется идеальным для съемки. Однако оно может испортить готовые снимки. Причина в глубоких, почти черных и резких тенях. Для уличной фотосъемки идеален рассеянный дневной свет, при котором облака частично закрывают солнце. В таких условиях тени сглаживаются и становятся менее яркими. Но необходимость съемки при ярком солнце периодически возникает.

Поэтому вполне распространенная ситуация - это неравномерное освещение лица человека, если он стоит боком к солнцу. С одной стороны – лицо будет нормальным, а с другой – темным, почти черным. Поэтому вполне закономерен вопрос, как в условиях яркого солнца отрегулировать освещенность? Добиться качественных фотографий позволяет вспышка внешняя или накамерная.

Подсветка теней

Выдержка синхронизации

От чего зависит значение выдержки синхронизации? Только от камеры. Значение этого показателя для большинства моделей со шторным затвором составляет 1/100 сек. Для профессиональной камеры - 1/250 сек. Проигрывают в любом случае любительские камеры отечественного производства с выдержкой 1/30 сек.

Что показывает выдержка синхронизации? Период полностью открытого затвора, который минимально сможет держать камера. Попросту - это время, когда вторая шторка остается неподвижной, после того, как первая шторка ушла.

Идеальный вариант для съемки в солнечный день – работа со вспышкой, с выдержкой синхронизации или с полностью открытым затвором.

Сразу два источника света экспонируют пленку при подсветке вспышкой. Это солнечный свет и собственно сама вспышка.

Нормальная экспозиция: формула расчета

Хороший результат достижим, если участки теней будут проэкспонированы на слабые или более глубокие тени на несколько ступеней экспозиции слабее, нежели при непосредственном освещении прямыми солнечными лучами.
Определить, достигается ли нормальная экспозиция можно, воспользовавшись формулой: F=G/L, где:

  • G – экспозиция от вспышки, которую определяет ведущее число;
  • L – расстояние до объекта.
  • Одинаковой будет экспозиция от солнца и от вспышки, если расстояние до объекта будет около L=0,006*G/sqrt(T).

На примере расчет расстояния до объекта будет выглядеть следующим образом.

Запланирована съемка днем, на открытом солнце.

Пленка 100 ед

Мин. выдержка 1/100, а ведущее число 11.

Расчет расстояния, на котором вспышка, как и солнце, будет экспонировать пленку одинаково: L=0,006*11/sqrt(0,01)=0,66м.

Используя формулу, можно рассчитать расстояние для любительской (1/30 сек) и профессиональной камеры (1/250 сек). Полученные значения равны соответственно 0,36 м и 1,05 м.

Аналогичным образом рассчитывается расстояние и для выносной вспышки с другим ведущим числом.
Увеличив расстояние (до 1,5 раз), можно получить более глубокие тени.

Рассмотренный пример позволяет увидеть, что оптимальную подсветку теней при ярком солнце (расстояние более метра) можно обеспечить, при соблюдении сразу двух условий. Это:

  • мощная вспышка;
  • наличии камеры с хорошей выдержкой синхронизации.

При значении выдержки синхронизации 1/100 и встроенной вспышке, света от последней будет недостаточно уже на расстоянии чуть более метра. Поэтому вспышка необходима даже без использования расчетов.

Интересные статьи
Светопись в фотографии
Светопись или световая живопись — прием в фотографии, используемый для добавления света при съемке с большой выдержкой. Для реализации светописи нужен движущийся источник...
Основы съемки архитектуры ночью
Ночная фотография имеет ряд особенностей, так как освещение в темное время суток недостаточное. Плюс накладываются небольшие требования при съемке архитектуры — новичкам...
Об открытой и закрытой композиции
Опытный фотограф, как и талантливый художник, использует доступные инструменты для выражения своего замысла. Ты тоже хочешь научиться этому? Задумываешься о том, как подчеркнуть...
Как создать эффектный кадр с движением в технике последовательной фотографии
Движение в кадре делает снимок интересным, реалистичным. Для захвата быстро движущегося объекта можно использовать длинную выдержку. Короткую выдержку применяют для остановки в кадре...
Методы силуэтной фотосъемки
Силуэтные снимки выглядят особенно эффектными, драматичными. Однако не все начинающие фотографы умеет создать нужный эффект. Тамара Кедвес и Дженн Мишра предлагают...