vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Расчет экспозиции на основе зонной теории Ансела Адамса

Способность фотоматериалов корректно передавать ограниченный диапазон яркостей приводит к необходимости самостоятельного выбора оптимальной экспозиции. Широта диапазона пленки значительно больше аналогичных параметров фотобумаги, но и она недостаточна для реалистичной передачи сложных сочетаний света и тени.

lightmeter

Разделение на ступени по яркости

Применение теории Адамса помогает упростить выбор оптимальных параметров экспозиции вне зависимости от того, используете ли вы студийный свет или ограничиваетесь естественным. В соответствии с теорией освещенный объект можно разделить на 10 ступеней (зон) от наиболее ярких до самых темных. Разница между соседними зонами соответствует 1 EV, тона воспроизводятся на стандартной пленке пропорционально. При верном воспроизведении одного из тонов остальные располагаются в соответствующем порядке относительно друг друга. Характеристики ступеней:

0 — Полностью черный тон. Тени — очень глубокие. Отсутствие освещенных участков. Неосвещенные темные дверные и оконные проемы, фотографируемые из ярко освещенных участков.

1 — Очень темные тона, максимально приближенные к черному. Глубокие тени лишены деталей, но отличаются от черного цвета. На цветных фото допустимы искажения оттенков.

2 — Проявление небольших признаков детализации в тенях: ветки деревьев, детали одежды, черный мех. На цветных фото допустимы искажения оттенков.

3 — Умеренные темные тона, отличающиеся от черного: на волосах, одежде, коре деревьев, на темной листве и изображении темного хвойного леса.

4 — Тень, средняя по плотности, наблюдаемая в ясный день при солнечном освещении: мокрая зеленая трава, сильно загорелая кожа, нормальная листва.

5 — Серый стандартный тон (с отражательной способностью 18%): слегка потемневшая кожа, нормальный загар, сухая зеленая трава, тень при легкой дымке в солнечный день.

6 — Незагорелая светлая кожа, здания из белого кирпича, чистое синее небо, газетная страница с напечатанным текстом.

7 — Серебристые, светло-серые, кремовые, бледно-желтые и зеленые тона, текст, отпечатанный на белой бумаге, белесые следы на цветной пленке.

8 — Белый фон с минимальным количеством деталей: подвенечное платье, белая ткань с вышивкой.

9 — Идеально белый фон без дополнительных деталей: мощные источники света, освещенный солнцем белый фон, солнечные блики от зеркальных поверхностей и водной глади.

Определение главного тона — важнейший этап при выборе экспозиции. Остальные тона правильно отображаются в границах диапазона яркостей, передаваемых фотоматериалом. Большинство моделей экспонометров откалибровано по параметрам пятой зоны из расчета отображения 18% света.

Яркость и детализация

Экспонометр не способен вычислить отражающую способность измеряемой поверхности, что приводит к неминуемым погрешностям при съемке белых или черных объектов. Недостаточная экспозиция приводит к затемненным изображениям, а переэкспозиция создает излишне светлые изображения. При следовании показаниям экспонометра фотографируемый объект воспринимается соответствующим пятой зоне независимо от реальных параметров.

При фотографировании на негативную фотопленку темные предметы получаются светлыми, а светлые объекты — темными. Измерение экспонометром изображений, распечатанных на фотобумаге, позволяет определить разницу в экспозиции между наиболее светлыми и максимально темными участками, оставляющую 4-5 EV. При сопоставлении номеров зон и плотностей негатива открывается определенная зависимость: нормальная детализация наблюдается в пределах пяти или шести зон (при показателях плотности в диапазоне 0,34 — 0, 97). Детали на более темных или светлых участках слабо различимы.

Примеры экспокоррекции

К примеру, при фотосъемке в лесу в кадре присутствует кора почти черного дерева, соответствующего 2 зоне. При такой экспозиции нормальная проработка будет у деталей с нулевой по четвертую зону, остальные зоны будут воспроизведены белыми без детализации. Желательно повысить экспозицию на 2 ступени, до 4-й зоны. Такая настройка обеспечивает хорошую проработку деталей со 2-й по 6-ю зону, обеспечивая нормальную прорисовку тонов светлых участков.

При съемке темного дерева на ярком снежном фоне выполненные замеры показывают разницу между корой и снегом в 4 ступени. Для полноценной проработки наиболее темных участков древесной коры желательно добавить две ступени к теням. В итоге изменяются показатели оптимальной экспокоррекции по отношению к дереву, обеспечивая проработку темных деталей коры.

Использование стандартной шкалы диафрагм помогает упростить расчет экспокоррекции. Параметры экспозиции в тенях принимаются за условную точку отсчета. После измерения экспозиции на светлых участках необходимо посчитать количество ступеней между двумя полученными показателями. Установка экспокоррекции ан +2 или +3 относительно показателей, полученным по теням, помогает хорошо проработать светлые и темные участки кадра.

Интересные статьи
Бюджетный свет для видео - лучшие осветители
Хорошая цветная подсветка, как у знаменитых блогеров, вовсе не требует много денег. Для создания качественной и эффектной подсветки можно использовать RGB- и LED-осветители. Оборудование...
Выбираем штатив для пейзажной фотосъемки
Если вы планируете снимать пейзажи, без штатива вам не обойтись. Далеко не всегда этот инструмент так уж остро необходим. Однако иногда именно он поможет вам сделать самые...