Способность фотоматериалов корректно передавать ограниченный диапазон яркостей приводит к необходимости самостоятельного выбора оптимальной экспозиции. Широта диапазона пленки значительно больше аналогичных параметров фотобумаги, но и она недостаточна для реалистичной передачи сложных сочетаний света и тени.
Применение теории Адамса помогает упростить выбор оптимальных параметров экспозиции вне зависимости от того, используете ли вы студийный свет или ограничиваетесь естественным. В соответствии с теорией освещенный объект можно разделить на 10 ступеней (зон) от наиболее ярких до самых темных. Разница между соседними зонами соответствует 1 EV, тона воспроизводятся на стандартной пленке пропорционально. При верном воспроизведении одного из тонов остальные располагаются в соответствующем порядке относительно друг друга. Характеристики ступеней:
0 — Полностью черный тон. Тени — очень глубокие. Отсутствие освещенных участков. Неосвещенные темные дверные и оконные проемы, фотографируемые из ярко освещенных участков.
1 — Очень темные тона, максимально приближенные к черному. Глубокие тени лишены деталей, но отличаются от черного цвета. На цветных фото допустимы искажения оттенков.
2 — Проявление небольших признаков детализации в тенях: ветки деревьев, детали одежды, черный мех. На цветных фото допустимы искажения оттенков.
3 — Умеренные темные тона, отличающиеся от черного: на волосах, одежде, коре деревьев, на темной листве и изображении темного хвойного леса.
4 — Тень, средняя по плотности, наблюдаемая в ясный день при солнечном освещении: мокрая зеленая трава, сильно загорелая кожа, нормальная листва.
5 — Серый стандартный тон (с отражательной способностью 18%): слегка потемневшая кожа, нормальный загар, сухая зеленая трава, тень при легкой дымке в солнечный день.
6 — Незагорелая светлая кожа, здания из белого кирпича, чистое синее небо, газетная страница с напечатанным текстом.
7 — Серебристые, светло-серые, кремовые, бледно-желтые и зеленые тона, текст, отпечатанный на белой бумаге, белесые следы на цветной пленке.
8 — Белый фон с минимальным количеством деталей: подвенечное платье, белая ткань с вышивкой.
9 — Идеально белый фон без дополнительных деталей: мощные источники света, освещенный солнцем белый фон, солнечные блики от зеркальных поверхностей и водной глади.
Определение главного тона — важнейший этап при выборе экспозиции. Остальные тона правильно отображаются в границах диапазона яркостей, передаваемых фотоматериалом. Большинство моделей экспонометров откалибровано по параметрам пятой зоны из расчета отображения 18% света.
Экспонометр не способен вычислить отражающую способность измеряемой поверхности, что приводит к неминуемым погрешностям при съемке белых или черных объектов. Недостаточная экспозиция приводит к затемненным изображениям, а переэкспозиция создает излишне светлые изображения. При следовании показаниям экспонометра фотографируемый объект воспринимается соответствующим пятой зоне независимо от реальных параметров.
При фотографировании на негативную фотопленку темные предметы получаются светлыми, а светлые объекты — темными. Измерение экспонометром изображений, распечатанных на фотобумаге, позволяет определить разницу в экспозиции между наиболее светлыми и максимально темными участками, оставляющую 4-5 EV. При сопоставлении номеров зон и плотностей негатива открывается определенная зависимость: нормальная детализация наблюдается в пределах пяти или шести зон (при показателях плотности в диапазоне 0,34 — 0, 97). Детали на более темных или светлых участках слабо различимы.
К примеру, при фотосъемке в лесу в кадре присутствует кора почти черного дерева, соответствующего 2 зоне. При такой экспозиции нормальная проработка будет у деталей с нулевой по четвертую зону, остальные зоны будут воспроизведены белыми без детализации. Желательно повысить экспозицию на 2 ступени, до 4-й зоны. Такая настройка обеспечивает хорошую проработку деталей со 2-й по 6-ю зону, обеспечивая нормальную прорисовку тонов светлых участков.
При съемке темного дерева на ярком снежном фоне выполненные замеры показывают разницу между корой и снегом в 4 ступени. Для полноценной проработки наиболее темных участков древесной коры желательно добавить две ступени к теням. В итоге изменяются показатели оптимальной экспокоррекции по отношению к дереву, обеспечивая проработку темных деталей коры.
Использование стандартной шкалы диафрагм помогает упростить расчет экспокоррекции. Параметры экспозиции в тенях принимаются за условную точку отсчета. После измерения экспозиции на светлых участках необходимо посчитать количество ступеней между двумя полученными показателями. Установка экспокоррекции ан +2 или +3 относительно показателей, полученным по теням, помогает хорошо проработать светлые и темные участки кадра.
""