Первые фотографии изначально были черно-белыми, и лишь спустя некоторое время человечество изобрело способ делать снимки цветными. Сегодня одноцветная съемка снова в моде, хотя на практике клиенты одинаково положительно относятся и к цветным, и к ахроматическим снимкам. Бытует мнение, что черно-белая фотография более атмосферная, глубокая, контрастная, нежели цветная. Также многие считают, что именно ахроматические снимки способны глубже и ярче передать чувства, характер, настроение объекта съемки.
Главные плюсы такого способа съемки в возможности отсекать лишнее в кадре, заострять внимание на самом главном. При отсутствии цвета зритель в первую очередь замечает эмоции, характер объекта, ритм и паттерны, геометрию кадра, его композицию. Считается, что черно-белое фото хорошо подходит для характерных портретных снимков, мрачных, атмосферных съемок. Существуют кадры, которые созданы только для цветной съемки, а есть те, которые лучше, эффектнее и глубже выглядят в черно-белом цвете. К последней категории относятся:
К снимкам, которые лучше будут выглядеть именно в цвете, можно отнести ландшафтные кадры, большинство пейзажей, съемки моделей, архитектурных элементов, других объектов и предметов, в облике которых важны оттенки радужного спектра и их нюансы.
Удобнее всего снимать выбранные объекты сразу в черно-белом формате. Многие фотографы считают, что это не так важно, ведь и цветные снимки можно позже обработать при помощи редакторов, переведя из разряда разноцветных в черно-белые. Однако это не столь эффективно, поскольку, снимая в цвете, вы не можете оценить и использовать все преимущества обесцвеченного кадра. Некоторые мастера способны провести «обработку» в воображении, если же такого навыка у вас нет, лучше использовать технику.
Черно-белое фото может смотреться хорошо как в темном варианте (такие снимки отличаются характерной мрачноватой атмосферой), так и в светлом (при съемках в высоком ключе). Главное правило для получения качественных ахроматических кадров – достаточная контрастность. Для съемок в контрастном высоком ключе модели с контрастной внешностью и одеждой (например, черное или белое платье, и светлая кожа, темные волосы и глаза) достаточно классических световых схем. При низком ключе используют импульсные и постоянные источники света, которые дают красивый, оригинальный рисунок. Темные снимки при низком ключе требуют некоторых навыков от фотографа, и здесь главное – не засветить фон. Засвеченный фон и слишком темный, лишенный света кадр становятся самыми частыми ошибками новичков. В некоторых случаях такой эффект объясняется задумкой художника, но далеко не всегда он необходим в черно-белых кадрах.
Основные причины низкой освещенности и засвеченного фона – неумение получить качественный контраст и небольшое помещение, где трудно выставить хороший свет. Устраняются эти проблемы довольно просто. Чтобы фон на снимке не оказался засвеченным, модель в кадре надо располагать как можно дальше от него и использовать для освещения разные источники света. Фоном может служить стена или бумага, хороший вариант - бледно-серый фон GRIFON. Этот бумажный фон универсален, отлично подходит для цветных и черно-белых фото, он сделает ярче и насыщеннее любые оттенки. Плотная матовая бумага поможет подчеркнуть красоту объектов и моделей, а сам тубус совместим с разными системами подъема и крепления.
Задача с достижением оптимального контраста на черно-белом снимке решается посредством разных типов освещения и техник съемки. Так, красивый контраст создает боковой свет, получаемый с помощью портретных тарелок и стрип-боксов с сотами. Луч света, направленный на модель, должен быть узким, не рассеянным, для чего используют модификаторы. Очень красиво смотрятся портретные кадры с контровым светом, фигуры и лица, напоминающие силуэты со светящимся краем. Этот вариант хорош и для одиночных портретов, и для парных «лав-стори».
Черно-белые снимки можно делать сразу или обрабатывать с помощью программ цветные кадры. Сервис Lightroom – один из самых популярных помощников. Четкой инструкции по работе с ахроматическим кадрами нет, но каждому фотографу придется поработать с контрастом (усилить или убавить) и с насыщенностью оттенков серого, черного и белого. Осветляя и затемняя разные детали объекта, портрета, модели, можно добиться интересных результатов.
Если речь идет о портрете, уделите особое внимание коже. Для женских снимков кожу лучше осветлять, поскольку этот прием дает возможность убрать мелкие шероховатости и изъяны, сделать лицо боле красивым без потери естественности снимка. Мужские портреты традиционно делают чуть темнее, подчеркивая текстуру кожи, щетину. Лица девушек получаются более изящными, красивыми, а мужчин – брутальными и мужественными.
""