К правилам композиции в фотографии относятся приемы размещения объектов кадре, которые позволяют сделать снимок более привлекательным для зрителя, гармоничным. Например, некоторые фото в галерее или телефоне хочется долго и пристально разглядывать, получая эстетическое удовольствие от такого просмотра. За такой эффект отвечает именно грамотная композиция.
Чтобы достичь его, следует понять, какие виды композиций в фотографии существуют и в каких жанрах съемки используются те или иные виды.
Основным правилом считают так называемый «золотой треугольник». Именно он позволяет создавать гармоничные, динамичные кадры. Актуален для фото, где четко прослеживается проходящая через кадр диагональная линия. Именно она отвечает за создание ощущения движения. «Золотой треугольник» часто применяют в репортажах, динамичных портретах, стрит-съемке, когда модель надо «поймать» в процессе движения, действия. Например, при фотографировании танцоров на сцене, спортсменов, музыкантов и т. п.
Чтобы не зависеть от капризов погоды в процессе такой, не студийной съемки, рекомендуется применять специальное профессиональное оборудование. Например, миниатюрная вспышка TT 350 TTL/HSS Nikon от GRIFON обладает достаточной мощностью, чтобы решить все возможные возникшие проблемы в процессе съемки: недостаток естественной освещенности объекта, внезапные погодные изменения и пр. Несмотря на свои миниатюрные габариты, эта вспышка легко поддерживает весь необходимый функционал в качестве ведущей либо ведомой вспышки. К преимуществам этого оборудования относят ее технический функционал:
Кроме того, фотографу не нужно будет тратить свое время на выставление оптимальной экспозиции при капризах погоды, особенностях световой обстановки — компактная вспышка сделает все это самостоятельно. Причем — максимально эффективно и быстро.
По своей сути «золотой треугольник» можно считать специфической рамкой, наложив которую на кадр можно «подогнать» его под стандарты данного правила. Опытным же фотографам, а также тем, кто планирует потренировать именно этот прием съемки, можно попытаться скомпоновать кадр по принципу золотого треугольника непосредственно в процессе. Для этого нужно разместить объект на пересечении линий либо на диагонали для создания убедительного эффекта динамики и поместить этот объект/объекты внутрь одного из треугольников, чтобы избежать перегруженности и создать в кадре динамику.
Помимо правила «золотого треугольника» существуют и другие, не менее эффективные, рекомендации по созданию динамики, эстетика кадра.
Два не менее эффектных и актуальных правила для улучшения качества съемки. Треугольник подразумевает размещение главных объектов на кадре на вершинах произвольного треугольника. Это позволяет привести к последовательному перемещению взгляда зрителя с одного объекта на другой. Поскольку элементы будут находиться на достаточном отдалении друг от друга, снимок будет смотреться гармонично и при этом не появится ощущение разобщенности деталей.
При этом важно отслеживать, чтобы помещенные в кадр объекты взаимодействовали друг с другом, чтобы мысленно между ними можно было бы провести треугольник. Например, можно попросить модель так расставить руки и ноги, чтобы создался эффект воображаемого треугольника на картинке. Для придания кадру ощущения глубины, объема нужно, чтобы вершина треугольника находилась наверху, а основание — в нижней части фотографии.
Правило линии предполагает направление внимания зрителя в точку, нужную фотографу, к композиционному центру кадра. Ярким примером реализации такого правила будут сходящиеся линии рельсов, в конце которых стоит человек. Правило линий подходит и для создания гармоничной композиции при фотографировании дорог, аллей деревьев, перил, лестниц и т. п. Оно актуально в различных жанрах фотографии — стрит-фото, пейзажной съемки, репортажа, фэшн-портрета и других. Выбор линий разнообразен. Это и горизонтальные, создающие эффект постоянства и покоя, и вертикальные для придания кадру монументальности, и диагональ, создающая живость, движение в кадре.
Чтобы создать ритм в кадре, следует поместить объекты на разном по отношению к фотоаппарату расстоянии. Например, в групповой съемке кого-то следует поставить ближе, других — на несколько шагов за ними и т. п. Играя на подобии, применяя симметрию, можно достичь ритма. Ощущение динамки, контраста, либо, напротив, спокойствия, достигается за счет чередования близких или резко контрастных оттенков в кадре и размеров объектов. Не стоит на групповых фото выстраивать людей по росту.
Играя на похожести, можно создавать между объектами связь, пользуясь правилом соответствий. Изначально разобщенные, разные на первый взгляд объекты, с помощью позы, цветов или эмоций можно объединить, создав между ними композиционное сходство. Такой прием актуален в фэшн- и арт-съемке, студийных портретах и уличных фото. Простой пример — при создании лав-стори на пару достаточно надеть одинаковую или похожую одежду — и между ними создается соответствие. Чтобы воплотить соответствия в кадре, нужно искать или создавать схожести между объектами съемки, которые будут легко читаться зрителями. Связи следует продумать заранее, это сделает портретную или творческую съемку интереснее, придаст ей привлекательности, эстетики, будет притягивать взгляд, создавать гармонию.
""