Портретная съемка в интерьере не зря выделена в отдельный жанр. Обстановка, пейзажи, окружающие человека, позволяют выразить его характер, интересы, образ жизни, рассказать историю. Они не менее важны, чем поза, одежда, наклон головы или освещение.
При интерьерной съемке человек продолжает оставаться главным героем фотографии, ее смысловым центром. Однако часть смысловой нагрузки распределяется между окружающими его предметами, поэтому сам персонаж тоже становится частью интерьера. Интерьерный портрет позволяет зрителю считать историю целиком, связав объекты обстановки в кадре с человеком или группой людей.
Классификация поджанров фотопортретов в интерьере весьма условна. Принято выделять следующие типы интерьерной съемки:
В интерьерной портретной съемке, как и в любом творчестве, нет строгих правил. Большую роль играет фантазия, способность экспериментировать и личная заинтересованность оператора. Базовые приемы и навыки лишь помогают выработать индивидуальный стиль фотографии.
Найти общий язык с моделью, помочь человеку расслабиться и проявить себя, – одни из главных задач портретного фотографа. Перед съемками полезно самому побывать в роли модели. До начала фотографирования стоит немого пообщаться с человеком, найти с ним контакт. Иногда полезно вывести объект на эмоции, рассмешить, заставить задуматься. Профессиональные модели и известные личности знают, как выгодно подать себя, они сами принимают правильные позы, наклоняют голову под нужным углом, понимают свои сильные стороны. Непрофессионалам и новичкам требуется помощь, ненавязчивая и тактичная. Часто помогает такой прием, как имитация сделанного снимка. После щелчка затвора человек расслабляется, принимает естественную позу, в этот момент и надо его фотографировать.
Съемка со штативом освобождает руки, позволяет менять или добавлять технические элементы без смены найденного ракурса. Применение штатива помогает контролировать процесс, дотошно оценивать свои действия, профессионально подходить к каждому сделанному кадру. Кроме того, использование штатива позволяет устанавливать длинную выдержку. Это дает возможность снимать интерьерные портреты без дополнительных искусственных источников освещения, высокого ISO, открытой диафрагмы в темных помещениях.
Классический портрет, как правило, снимается в плечевом формате. Здесь акцент идет на лицо человека, его прическу, мимику, выражение.
В интерьерном портрете важны окружающие детали, поэтому одним из его вариантов является общий план. В кадр попадает не только главный герой, но и окружающие его предметы, объекты. Важно, чтобы на снимке не было ничего лишнего, поскольку зритель автоматически соотносит детали фотографии с ее центральным персонажем. Съемка портрета средним планом (первый средний – по пояс, второй средний – по колени) позволяет показать взаимодействие человека с окружающим миром. Плечевой портрет (крупным планом) тоже может быть интерьерным. В этом случае элементы окружения человека становятся фоном, либо его лицо и фигура видны сквозь эти детали. Используя разные планы для съемки интерьерных портретов, проще добиться желаемого, то есть показать зрителю характер, жизнь персонажа сквозь призму окружающих его предметов.
Базовые приемы композиции фокусируют внимание зрителя на нужных объектах, показывают ему идею снимка при помощи грамотного сочетания разных деталей. К таким приемам относятся:
В первом варианте надо разделить кадр на девять равных частей. Главный персонаж должен находится на любом пересечении линий, которые образуют эти части. В симметричный композиции главный объект находится в центре снимка, по бокам - равноудаленные объекты, либо главный образ в одной из половин кадра уравновешивается схожим элементом в зеркальной проекции. Перспективу в кадре создают нарочитым искажением при помощи фокусного расстояния.
Для размытого заднего плана используют максимально открытую диафрагму. При этом внимание зрителя фокусируется на центральном персонаже снимка, а окружающий пейзаж становится туманным.
Свет – главный инструмент фотографа. Использование разных вариантов освещения позволяет добиться потрясающих результатов и эффектов при портретной интерьерной съемке. Если фотосессия проходит при дневном свете, важно продумать расположение объекта, параметры экспозиции, точку, с которой будут сделаны кадры. Перемена погоды или другие внешние факторы могут в считанные минуты изменить освещение, что потребует внесения корректив в экспозицию. Сменить условия можно и самостоятельно, задернув шторы или пропустив сквозь них луч солнца.
Контролировать процесс освещенности объекта и других деталей снимка поможет профессиональное оборудование. Так, миниатюрная вспышка TT 350 TTL/HSS Nikon от GRIFON позволяет провести любые интерьерные и репортажные съемки вне студии, не завися от капризов дневного света. Мощности этой модели вполне хватит, чтобы осветить большую комнату, при этом параметры экспозиции она выставляет сама, корректируя недостаток освещения при плохой погоде или минимальных искусственных источниках. У вспышки есть и ручной режим управления, кроме того, она отлично работает как в индивидуальном формате, так и в групповом.
Осветить детали, выровнять освещение помогают светоотражатели. Софтбоксы хороши для моделирования разных световых схем с изменением яркости, направленности, типа освещения, расположения источников света. Сохраняя сделанные кадры в формате RAW, при помощи графических редакторов легко добиться идеального снимка, корректируя яркость, тень, насыщенность, контрастность и другие параметры экспозиции. Работа со снимками в программе поможет создать индивидуальные настройки и сформировать собственный стиль съемки.
""