План во всех сферах искусства, включая фотографию, кинематограф и живопись, представляет собой конкретную область на плоскости изображения. Он может быть передним, средним, либо задним. Каждая из трех зон на картинке выполняет функцию создания в кадре ощущения объема. Данный эффект достигается благодаря различным приемам "отодвигания" планов, с их размещением один от другого на разной степени удаленности.
С технической точки зрения, добиться положительного результата можно при помощи профессиональной модели штатива WT-6150. Техника от GRIFON имеет солидный вес и набор расширенных функций. Она характеризуется наличием 3D-головки с двумя рукоятками для панорамной съемки, которая способна на движение во всех плоскостях. При помощи штатива можно проводить съемку с самой низкой точки, включая уровень пола. Телескопические ножки в комплекте позволяют работать на сложной рельефной поверхности.
Зона, расположенная к зрителю ближе всего, называется передним планом. Она может представлять собой, как пространство в глубине кадра, так и объект, который перегораживает часть обзора. Фотография с передним планом обладает эффектом объема. Для создания переднего плана во время фотосессии достаточно поместить между моделью и объективом любой объект (листья цветов, ветви растений, перья и многое другое). Помимо этого, необходимо:
Средним планом кадра обычно называют композиционный центр изображения. Он служит направляющей точкой для взгляда зрителей, ведь именно на нем происходит основное действие. В портрете он выражен фигурой человека, в репортаже – актерами на сцене, а в фуд-фотографии – блюдом. По сути, кадр без среднего плана сделать невозможно. 3 проверенных лайфхака для создания емкого среднего плана заключаются в:
Самым сложным приемом считаются именно направляющие линии, поскольку быстро найти их может только опытный фотограф.
Самым дальним, или задним планом на изображении является фон. Идеально подобранный фон позволяет зрителям понять, где осуществляется действие. Исключением будут только одноцветные студийные фоны. Основная задача заднего плана состоит в создании общей атмосферы, без акцентирования внимания на себе. Грамотная организация заднего плана предполагает:
Как гласит классическое правило в живописи, оттенок заднего плана должен быть несколько светлее, нежели среднего и переднего. Необходимость осветления возникла по причине существования световоздушной перспективы. Она заметна в реальной жизни: достаточно взглянуть вдаль, где дальние объекты будут светлыми и с оттенком синевы. Именно поэтому задний фон нужно осветлять, пользуясь подсветкой вспышек. Для создания белого фона без погрешностей требуется освоить схемы "для высокого ключа" в работе со светом, что актуально для фото на пленэре.
Что касается приема затемнения, то он применяется для светлых объектов. В данном случае необходимо, напротив, затемнить фон. Достаточно закрыть шторы в комнате или воспользоваться черными флагами, отсекающими лишний свет. Большие ограждения помогут сохранить контраст и создать в кадре глубину.
Избавиться от всего лишнего на фоне рекомендуется потому, что самым детализированным планом должен стать средний. Он развлекает зрителя и информирует его об основной истории кадра. Чтобы зрители не отвлекались от созерцания модели на провода или софтбокс, достаточно отодвинуть, накрыть и убрать все лишнее. С уменьшением деталей на фоне увеличивается концентрация внимания зрителя на нужном объекте. По этому принципу создают каталоги одежды с идеальным одноцветным фоном.
При размытии заднего плана зрители будут восхищены живописными пятнами цвета позади центрального объекта. Чтобы размыть задний фон, достаточно открыть диафрагму на максимум, который только возможен. К примеру, хорошее размытие фона можно получить при использовании значении диафрагмы f/2.8 и ниже. Однако не стоит забывать, что с увеличением степени открывания диафрагмы снижается уровень резкости объектов.
Значение многоплановости состоит в объемности, сложности и сюжетности фотографии для понимания зрителя. Именно поэтому поиски плана должны стать желаемой к выполнению задачей фотографа. Необязательным передним планом могут послужить всяческие объекты и рамы между моделью и фотоаппаратом, в виде оконных и дверных проемов, ветвей, листьев и рук.
Без главного объекта кадра невозможна ни одна фотография или рисунок, помимо повтора известного квадрата Малевича. Для акцентирования внимания на среднем плане достаточно выделить модель при помощи контрастного фона, яркого света, цвета или же позы.
Хорошим задним планом для студии станет однотонный фон, а для пленэра – заполнение объектами. Задача достойного заднего плана состоит в предоставлении зрителю понимания о том, где именно происходит действие, но не перетягивании его внимания на фон. Для этого нужно избавиться от всего лишнего на заднем плане, и тогда зритель сможет сосредоточиться на среднем плане.
""