Взаимосвязь текстуры, формы и тона является определяющим фактором формирования общего баланса фотоснимка. Это позволяет зрителю правильно оценить авторский замысел, не останавливаясь на отдельных частях кадра. Неправильный баланс делает фотографию малопривлекательной, тем более когда ее «тяжелые» элементы располагаются по краям композиции или их сочетание нарушает общепринятые эстетические принципы.
Мастера художественной фотографии в своем творчестве добиваются качественных снимков как с симметричным, так и асимметричным балансом. Здесь важно овладеть рядом приемов и помнить несколько правил, которыми пользуются профессионалы.
Важнейший признак фотоснимков с симметричным балансом — наличие двух практически одинаковых сторон с центральной осевой точкой или линией. Причем, условно «отражать» друг друга могут правая и левая сторона или верх и низ кадра. Симметричные фото обычно гармоничны и хорошо структурированы. Их обе половины одинаково взвешены, сразу привлекая внимание зрителя ко всем частям изображения. Однако при всех плюсах абсолютная симметрия снимка подчас вызывает скуку у наблюдателя, создавая впечатление чрезмерной «идеальности», граничащей со стерильностью.
В отличие от симметричной композиции, сбалансированное асимметричное изображение требует от неподготовленного зрителя определенного времени на осознание эстетической концепции снимка, поскольку здесь нет зеркальных отражений либо одинакового веса сторон картинки. Профессиональные асимметричные фото сбалансированы творческим подходом мастера, использующего сочетание формы, цветовых тонов и размеров предметов, присутствующих в кадре. При этом достигается композиционное равновесие отдельных частей фотографии вне зависимости от принципиальных различий между ними. Чаще всего асимметричный баланс получают путем уравновешивания главного объекта, находящегося на переднем плане, второстепенными объектами, как правило, расположенными позади или сбоку.
К основным видам асимметричного фотобаланса относят:
Практические советы профессионалов по созданию асимметричного баланса
Для достижения оптимальной асимметрии снимка мастера художественной фотографии рекомендуют пользоваться такими приемами:
Помимо этого, следует обращать внимание на сложность главного объекта, сочетая форму такового с другими фрагментами изображения, придавая нужный визуальный вес меньшей по размеру, но композиционно более сложной его стороне.
""