vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Асимметричный баланс в фотографии и его эффективное использование

Взаимосвязь текстуры, формы и тона является определяющим фактором формирования общего баланса фотоснимка. Это позволяет зрителю правильно оценить авторский замысел, не останавливаясь на отдельных частях кадра. Неправильный баланс делает фотографию малопривлекательной, тем более когда ее «тяжелые» элементы располагаются по краям композиции или их сочетание нарушает общепринятые эстетические принципы.

balans-v-fotografii

Правильная компоновка фото с симметричным и асимметричным балансом

Мастера художественной фотографии в своем творчестве добиваются качественных снимков как с симметричным, так и асимметричным балансом. Здесь важно овладеть рядом приемов и помнить несколько правил, которыми пользуются профессионалы.

Симметричный баланс: плюсы и минусы

Важнейший признак фотоснимков с симметричным балансом — наличие двух практически одинаковых сторон с центральной осевой точкой или линией. Причем, условно «отражать» друг друга могут правая и левая сторона или верх и низ кадра. Симметричные фото обычно гармоничны и хорошо структурированы. Их обе половины одинаково взвешены, сразу привлекая внимание зрителя ко всем частям изображения. Однако при всех плюсах абсолютная симметрия снимка подчас вызывает скуку у наблюдателя, создавая впечатление чрезмерной «идеальности», граничащей со стерильностью.

Как создать эффективный асимметричный баланс

В отличие от симметричной композиции, сбалансированное асимметричное изображение требует от неподготовленного зрителя определенного времени на осознание эстетической концепции снимка, поскольку здесь нет зеркальных отражений либо одинакового веса сторон картинки. Профессиональные асимметричные фото сбалансированы творческим подходом мастера, использующего сочетание формы, цветовых тонов и размеров предметов, присутствующих в кадре. При этом достигается композиционное равновесие отдельных частей фотографии вне зависимости от принципиальных различий между ними. Чаще всего асимметричный баланс получают путем уравновешивания главного объекта, находящегося на переднем плане, второстепенными объектами, как правило, расположенными позади или сбоку.

К основным видам асимметричного фотобаланса относят:

  1. Тональный баланс. Наиболее отчетливо он проявляется на фото, где нет других цветов, кроме серого, белого и черного. Здесь баланс получают за счет достижения оптимального контраста между темными и светлыми участками изображения, управляя вниманием зрителя.
  2. Цветовой баланс. Яркие цвета как более «тяжелые» следует компенсировать цветами светлыми или нейтральными. К примеру, если в одной части картинки превалирует «тяжелый» ярко-красный цвет, в других ее частях должны доминировать приглушенные желтые и синие оттенки. При отсутствии в кадре броских колористических пятен полезно по его сторонам располагать сходные цветовые участки.
  3. Концептуальный баланс. Когда фото сбалансировано по первым двум направлениям, следует подумать о его композиционном (смысловом) равновесии, что требует творческого подхода к работе в каждом отдельном случае. Здесь полезно работать на контрасте: живое-мертвое, индустрия-природа и т. п.

Практические советы профессионалов по созданию асимметричного баланса

Для достижения оптимальной асимметрии снимка мастера художественной фотографии рекомендуют пользоваться такими приемами:

  1. Пробовать различное размещение элементов, обращая внимание на их размеры, план (передний или задний) и визуальный вес относительно друг друга в конкретном кадре. При съемке в студии здесь поможет качественный профессиональный штатив серии WT от компании Grifon, необходимый для фиксации камеры при окончательном формировании композиции.
  2. Экспериментировать с цветами отдельных объектов, искать их оптимальное соотношение, уравновешивать «тяжелые» и светлые тона, подбирать варианты освещения. При этом на снимке желательно иметь одно яркое пятно, скомпенсированное мягким фоном на остальном его пространстве.
  3. Управлять кадрированием, превращая изначально симметричный предмет в художественный объект с искусственно смещенной осью симметрии.
  4. Помнить о художественных композиционных законах (правило третей и др.), группировать детали по их визуальному весу в кадре. Не обязательно располагать главный объект в центре изображения, достаточно поместить его вблизи от пересечения осевых линий или диагоналей. Особую важность здесь имеют цвета, геометрия и размеры элементов, которые должны привлекать внимание зрителя к определенным участкам кадра.

Помимо этого, следует обращать внимание на сложность главного объекта, сочетая форму такового с другими фрагментами изображения, придавая нужный визуальный вес меньшей по размеру, но композиционно более сложной его стороне.

Интересные статьи
Бюджетный свет для видео - лучшие осветители
Хорошая цветная подсветка, как у знаменитых блогеров, вовсе не требует много денег. Для создания качественной и эффектной подсветки можно использовать RGB- и LED-осветители. Оборудование...
Выбираем штатив для пейзажной фотосъемки
Если вы планируете снимать пейзажи, без штатива вам не обойтись. Далеко не всегда этот инструмент так уж остро необходим. Однако иногда именно он поможет вам сделать самые...