vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Как настроить фокус при съемке пейзажей

Фокус — точка, в которой изображение на снимке наиболее четкое. Настройка фокуса или фокусировка — это настройка объектива фотокамеры для получения качественного и четкого изображения. Например, при съемке портрета выполняется фокусировка на глаза модели, при съемке живой природы фокус сосредотачивается на птице, цветке или листе дерева. Практически в любом жанре фотографии есть свои правила фокусировки. Но как насчет фотографий-пейзажей? Ведь здесь фотограф снимает не отдельный объект, а сцену. Как сделать фокусировку? Профессиональные фотографы-пейзажисты дают несколько ценных советов.

nastrojka-fokusa

Совет № 1: Не устанавливайте фокус на бесконечность

При пейзажной съемке сцена находится на некотором расстоянии от фотографа и соответственно объектива. Большинство объективов фотокамер имеют определенный диапазон фокусировки, а на расстоянии 10-15 метров фокус устремляется в бесконечность. Такое решение может быть удачным, когда все в кадре действительно расположено на бесконечности, а рядом нет никаких объектов. В противном случае объекты, расположенные перед точкой фокусировки получатся нечеткими. Поэтому, если в кадре есть какие-то объекты, а они обычно есть, то лучше установить фокус на один из них. Как это сделать? Самый простой способ: фокусировка на бесконечность, а потом верните его обратно на 5-10 градусов. Если в этом диапазоне отсутствуют объекты для фокусировки, то можно его увеличить. Безусловно, чем выше характеристики объектива, тем более дальние объекты для фокусировки можно использовать.

Совет № 2: Попробуйте поместить фокус на расстоянии 2-3 метра от сцены

При съемке пейзажей многие фотографии оказываются испорченными по причине отсутствия резкости на переднем плане. Поэтому нужно убедиться в наличии фокуса на переднем плане. Например, можно установить фокус в 2-3 метрах от фотокамеры. В этом случае передний план получится четким, а вот фон может быть размытым. Избежать этого поможет использование широкоугольного объектива. Глубина резкости будет достаточной даже при больших значениях диафрагмы. В любом случае не стоит забывать, что для зрителя важнее передний план, а не фон. Резкий фокус переднего плана дает ощущения, что зритель буквально может «войти» внутрь картины.

Совет № 3: Учитывайте тему фотографии и определите центральный объект

Даже в пейзажной фотографии есть концепция. Определитесь, что вы снимаете? И просто сосредоточьте фокус на этом объекте. Это может быть дерево, лодка на реке, пасущиеся животные, дом и т. д. В этом случае фотограф может не беспокоиться о переднем плане и фоне. Убедитесь, что центральный объект снимка «пойман» в фокус. При этом учитывайте, что резкость может снизиться. Избежать этого полностью нельзя, а вот свести к минимуму эффект размытости нужно купить штатив в Москве, даже самый простой, и никогда не беспокоиться о резкости.

Совет № 4: Правильно настройте диафрагму

При использовании меньших значений диафрагмы для увеличения резкости неминуемо приведет к снижению света. Меньшая диафрагма пропускает небольшое количество света, поэтому фотографу нужно устанавливать более длинную выдержку. При этом риск размытия многократно увеличивается, особенно при отсутствии штатива. Решение увеличить ISO может привести к появлению большого количества цифрового шума на фотографии. Также не стоит забывать, что уменьшенная диафрагма станет причиной дифракции. Поэтому уменьшение диафрагмы — это не всегда правильный вариант. Что же делать? Рассчитывайте гиперфокальное расстояние.

Совет № 5: Рассчитайте гиперфокальное расстояние

Это расстояние, которое показывает, как близко фотограф может установить фокус и при этом сохранить нужную резкость фона. Для расчета гиперфокального расстояния существуют специальные приложения, которые учитывают параметры диафрагмы, размеры сенсора, фокусное расстояние. Например, при использовании широкоугольного объектива 16 мм на полнокадровой фотокамере с диафрагмой f/11 гиперфокальное расстояние будет примерно 0.7 метров. Это значит, что можно установить фокус на точку перед объективом на этом расстоянии и все, что будет за этой точкой, останется резким.

Расчет гиперфокального расстояния позволяет устанавливать фокус достаточно близко, сохраняя приемлемую резкость переднего плана. При этом не нужно использовать маленькую диафрагму, а значит жертвовать светом. Исчезает и опасность дифракции.

Бонус-совет: Подумайте о наложении фокуса

Если советы не помогли, то используйте фокус-стекирование — наложение фокуса. Метод заключается в том, что фотограф делает несколько фотографий, используя разные точки фокусировки. Начинать лучше с установки диафрагмы, на которой снимок будет самым резким: f/5,6...f/8. Сделайте кадр с фокусом, расположенным максимально близко к объективу, затем повторите процесс, постепенно удаляя фокус. При постобработке просто совместите полученные кадры. Этот способ съемки не годится для движущихся объектов.

Интересные статьи
Схемы света и оборудование для фотопортрета
Одно из ключевых преимуществ студийной съемки – возможность регулировать освещение по своему усмотрению. Фотограф может использовать различные источники света, комбинировать их. В...
Секреты красивых черно-белых кадров
Первые фотографии изначально были черно-белыми, и лишь спустя некоторое время человечество изобрело способ делать снимки цветными. Сегодня одноцветная съемка снова в моде, хотя на...
Принципы работы с накамерной вспышкой
С помощью накамерной вспышки можно превратить любой кадр в страницу глянцевого журнала, добавляя изображению резкости и объема. Еще один вариант работы с накамерной вспышкой - репортажная...