Существует распространенное мнение, что работа с естественным светом — более простой процесс, чем необходимость выставлять осветительную аппаратуру, балансировать вспышку. Да вроде бы и вовсе не нужно брать с собой специальное оборудование для проведения съемок. Но, в случае с естественным светом есть и свои проблемы, которые прежде всего связаны с тем, что им крайне тяжело управлять.
В этом материале мы разберемся, какие бывают виды естественного света и каковы существуют действенные способы работы с ними.
Естественный свет может принимать различный характер в зависимости от положения его источника, которым может быть солнце, синее после заката или пасмурное небо, Луна и звезды.
В зависимости от положения солнца выделяют пять типов освещения:
Рассмотрим подробнее, что каждый из указанных типов представляет собой и как лучше всего с ним работать, чтобы получить потрясающие изображения.
Такой свет считается наиболее неудачным для съемок портрета. Он дает резкие тени, которые крайне редко способны украсить лицо. При положении солнца вверху он дает синяки под глазами и тени под носом, что обычно выглядит непрезентабельно. К тому же, верхние солнечные лучи заставляют модель щуриться.
Если есть возможность отложить съемку до другого времени, то лучше так и поступить. Но, в ряде случаев все-таки приходится проводить фотосессию, поэтому следующие советы смогут помочь обуздать дневной свет.
Во-первых, можно уводить моделей в тень, чтобы исключить прямого попадания света на них. Во-вторых, располагать человека так, чтобы солнце светило ему в бок или затылок, а перед ним ставить вспышку или отражатель.
Опытные пейзажисты знают, что дневной свет в период с 10:00 до 16:00 — это неудачное время для съемок природы. Исключением может стать только облачное небо, что позволяет смягчить контраст.
Таким термином называют время незадолго до заката. Сам «час» может длиться разное количество времени — как 20 минут, так и несколько часов. Это зависит от места и времени года. Определить это время поможет солнечный калькулятор.
Золотой час идеален для портретной съемки, так как солнце принимает такое положение, что результат практически всегда радует. При этом совершенно неважно, с какой стороны находится светило и как светит — сбоку, в лицо или спину.
Работать с таким светом — одно удовольствие. При желании можно задействовать отражатель, который позволит достичь эффекта проработанных объемов и выраженного контровика.
Золотой отлично подходит для фотосъемок и архитектуры, и пейзажей. Если для общих планов свет может показаться слишком мягким, то для пейзажей, на которых присутствует какая-то важная деталь или то, на чем необходимо акцентировать внимание, он оптимален.
При пересечении солнцем линии горизонта свет начинает меняться. Период сумерек обычно занимает около получаса дважды в сутки — перед восходом солнца и после его заката. Кадры в такое время получаются интригующими, но работать с таким светом непросто, так как степень и характер освещенности меняется буквально каждую минуту, в связи с чем необходимо использовать автобаланс белого, постоянно его поправляя.
В сумерках неплохо получаются изображения пейзажей. Речь идет о моментах, когда прямые солнечные лучи не попадают на землю, а облака и небо подсвечиваются.
После сумерек вечером, а также утром перед ними есть еще хорошее время — синий час. Время его начала и конца непостоянно, как и в случае с золотым часом. В такой период небо не совсем черное. При таком естественном свете хорошо снимать освещенные городские панорамы и достопримечательности. Кроме того, синий час — оптимальный временной промежуток для астрофотографии.
Работая с естественным светом, необходимо обязательно учитывать его положение, ведь его изменить гораздо сложнее, чем направление источника искусственного света. При съемке портеров можно поворачивать модель и использовать отражатель. А вот с пейзажами этот трюк не провернуть, поэтому придется ждать нужного времени суток, предварительно произведя разведку места съемки.
В зависимости от направления можно выделить несколько видов света:
Работать с естественным светом не так просто, как может показаться на первый взгляд. Поэтому на помощь фотографу готово прийти специальное оборудование. В качестве такого «помощника» можно порекомендовать GRIFON R5-60 — комплект из пяти отражателей, дающих возможность обладать сразу пятью функциями отражения света. Каждый из них работает определенным образом. Черный усиливает тени до состояния сплошной черноты, что позволит создавать загадочные и драматичные образы. Просветный отлично сглаживает чересчур жесткий для портретов солнечный свет. Серебряный — настоящий спаситель при низкой освещенности и сильной облачности. Белый пригодится для устранения ненужных теней. Золотой добавляет картине теплых оттенков и прекрасно подходит для закатного света. Отражатели помещены в удобный чехол, что делает комплект мобильным.
""