vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Как работать с разными типами естественного света

Существует распространенное мнение, что работа с естественным светом — более простой процесс, чем необходимость выставлять осветительную аппаратуру, балансировать вспышку. Да вроде бы и вовсе не нужно брать с собой специальное оборудование для проведения съемок. Но, в случае с естественным светом есть и свои проблемы, которые прежде всего связаны с тем, что им крайне тяжело управлять.

В этом материале мы разберемся, какие бывают виды естественного света и каковы существуют действенные способы работы с ними.

Какие в зависимости от времени суток различают виды света

Естественный свет может принимать различный характер в зависимости от положения его источника, которым может быть солнце, синее после заката или пасмурное небо, Луна и звезды.

В зависимости от положения солнца выделяют пять типов освещения:

  • день;
  • золотой час;
  • сумерки;
  • синий час;
  • ночь.

Рассмотрим подробнее, что каждый из указанных типов представляет собой и как лучше всего с ним работать, чтобы получить потрясающие изображения.

Дневной свет

Такой свет считается наиболее неудачным для съемок портрета. Он дает резкие тени, которые крайне редко способны украсить лицо. При положении солнца вверху он дает синяки под глазами и тени под носом, что обычно выглядит непрезентабельно. К тому же, верхние солнечные лучи заставляют модель щуриться.

Если есть возможность отложить съемку до другого времени, то лучше так и поступить. Но, в ряде случаев все-таки приходится проводить фотосессию, поэтому следующие советы смогут помочь обуздать дневной свет.

Во-первых, можно уводить моделей в тень, чтобы исключить прямого попадания света на них. Во-вторых, располагать человека так, чтобы солнце светило ему в бок или затылок, а перед ним ставить вспышку или отражатель.

Опытные пейзажисты знают, что дневной свет в период с 10:00 до 16:00 — это неудачное время для съемок природы. Исключением может стать только облачное небо, что позволяет смягчить контраст.

Золотой час

Таким термином называют время незадолго до заката. Сам «час» может длиться разное количество времени — как 20 минут, так и несколько часов. Это зависит от места и времени года. Определить это время поможет солнечный калькулятор.

Золотой час идеален для портретной съемки, так как солнце принимает такое положение, что результат практически всегда радует. При этом совершенно неважно, с какой стороны находится светило и как светит — сбоку, в лицо или спину.

Работать с таким светом — одно удовольствие. При желании можно задействовать отражатель, который позволит достичь эффекта проработанных объемов и выраженного контровика.

Золотой отлично подходит для фотосъемок и архитектуры, и пейзажей. Если для общих планов свет может показаться слишком мягким, то для пейзажей, на которых присутствует какая-то важная деталь или то, на чем необходимо акцентировать внимание, он оптимален.

Сумерки и синий час

При пересечении солнцем линии горизонта свет начинает меняться. Период сумерек обычно занимает около получаса дважды в сутки — перед восходом солнца и после его заката. Кадры в такое время получаются интригующими, но работать с таким светом непросто, так как степень и характер освещенности меняется буквально каждую минуту, в связи с чем необходимо использовать автобаланс белого, постоянно его поправляя.

В сумерках неплохо получаются изображения пейзажей. Речь идет о моментах, когда прямые солнечные лучи не попадают на землю, а облака и небо подсвечиваются.

После сумерек вечером, а также утром перед ними есть еще хорошее время — синий час. Время его начала и конца непостоянно, как и в случае с золотым часом. В такой период небо не совсем черное. При таком естественном свете хорошо снимать освещенные городские панорамы и достопримечательности. Кроме того, синий час — оптимальный временной промежуток для астрофотографии.

Как работать с естественным светом

Работая с естественным светом, необходимо обязательно учитывать его положение, ведь его изменить гораздо сложнее, чем направление источника искусственного света. При съемке портеров можно поворачивать модель и использовать отражатель. А вот с пейзажами этот трюк не провернуть, поэтому придется ждать нужного времени суток, предварительно произведя разведку места съемки.

В зависимости от направления можно выделить несколько видов света:

  • Передний. Обычно он не по душе ни портретистам, ни пейзажистам, так как он делает изображение плоским. Исключением для фронтального света может быть только свет в золотой час.
  • Контровый. С его помощью можно достичь интересного эффекта. Применяется для съемок пейзажей и портретов. Особенно привлекательные снимки получаются при закатном солнце.
  • Боковой. Для пейзажей это самый лучший вариант. Лучи заходящего или восходящего небесного светила отлично подчеркнут контур, текстуру и форму ландшафта. Подходит боковой свет также для портеров, но в таком случае нужно особое внимание уделить теням на лице. Чтобы не получилось, что свет падает неравномерно, не на оба глаза и делит лицо пополам, необходимо периодически поворачивать влево или вправо модель.
  • Рассеянный. Способствует созданию бестеневого и спокойного освещения. Считается наиболее простым и прекрасно подходит для съемки пейзажей, где нет необходимости добиваться эффекта подчеркивания форм.

Работать с естественным светом не так просто, как может показаться на первый взгляд. Поэтому на помощь фотографу готово прийти специальное оборудование. В качестве такого «помощника» можно порекомендовать GRIFON R5-60 — комплект из пяти отражателей, дающих возможность обладать сразу пятью функциями отражения света. Каждый из них работает определенным образом. Черный усиливает тени до состояния сплошной черноты, что позволит создавать загадочные и драматичные образы. Просветный отлично сглаживает чересчур жесткий для портретов солнечный свет. Серебряный — настоящий спаситель при низкой освещенности и сильной облачности. Белый пригодится для устранения ненужных теней. Золотой добавляет картине теплых оттенков и прекрасно подходит для закатного света. Отражатели помещены в удобный чехол, что делает комплект мобильным.

Интересные статьи
Съемки природы в стиле минимализм
Природа вокруг нас многогранна и неповторима, и одна из главных задач фотографа заключается в том, чтобы поймать уникальный момент, поделившись со зрителями новым взглядом...
Технология и особенности астрофотографии
Фотография — это уникальный инструмент, способный не только запечатлеть то, что близко и понятно нам в ежедневной жизни. Но и узнать космос ближе, отобразить...
Пейзажная фотография на телевик
Используйте простые правила при фотосъемке пейзажей и вы узнаете, что такое новый взгляд на пространство. Чаще всего работа с пейзажем предполагает использование...
Золотые правила панорамной съемки
Основными правилами панорамной съемки, которые называют фотохудожники с опытом, являются: • Вращение камеры вокруг выбранной нодальной точки без отклонений (± 1-2 мм); •...