vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Ночная фотография и стекинг: как создать качественные снимки

В классической фотографии применяется несколько вариантов стекинга. В большинстве случаев это связано со стекингом по фокусу и глубиной резкости. Этот же материал посвящен тому, как создать технически качественные ночные снимки посредством съемки звездных треков и статичных звезд.

Статичные звезды и Млечный путь

Фотографируя Млечный путь или статичные звезды, возможности использовать длинную выдержку нет. Это связано с тем, что спустя 10-30 секунд в результате вращения нашей планеты звезды будут смазываться. Для увеличения яркости приходится повышать ISO. Как следствие — чересчур шумная или темная картинка. А в большинстве случаев — одновременно и первое, и второе.

В результате таких съемок, где объединяются высокое ISO, темнота и ограничение по выдержке, получается «случайный» шум или так называемый входящий шум (upstream noise). Он образуется из-за погрешностей сбора в лунки пикселей электрона, неравномерного потока фотонов, а также поднятия ISO, то есть, аналогового усиления.

Наиболее простой и действенный способ устранить такие шумы — сделать подряд несколько кадров, выполнить в Фотошопе их объединение в смарт-объект и использовать усреднение по медиане. Но в этом случае подобным решением не удастся решить проблемы, что связано с непрерывным движением звезд в кадре, из-за чего в каждом новом снимке они будут относительно предыдущего смещены.

Помочь в подобной ситуации сможет специальный софт из астрофотографии. Существует несколько хороших программ и в первую очередь стоит упомянуть Sequator (бесплатная для Windows) и Starry Landscape Stacker (платная для MacOS). Они будут очень полезными в нашем случае.

Чего можно добиться с помощью этих программ

  • совместить звезды самих с собой;
  • развернуть против движения звезд кадры;
  • учесть дисторсию объективов (из-за этого в Фотошопе не работает автовыравнивание подобных кадров, так как он про дисторсию уже отснятых кадров ничего не знает);
  • сложить образованный стек;
  • отследить недопущение дублирования звезд;
  • в результате всего выше выполненного — удалить шумы и сделать звезды ярче.

Функционируют эти программы по общему принципу, в связи с чем работать с ними можно плюс-минус одинаково:

  • Вначале необходимо загрузить фото, которые впоследствии будут объединяться в стек (tiff 16 bit или raw).
  • Далее выделяем местоположение земли, а там, где небо, рисуем или корректируем (как это делается в Фотошопе кистью). Это позволит добиться разворота звезд против движения исключительно в небе без задействования переднего плана.
  • Затем следует запустить сборку стека.

В завершение нужно сохранить полученный результат tiff 16 bit, чтобы впоследствии иметь возможность произвести обработку в графическом редакторе.

Если сравнивать кадр, полученный на параметрах ISO6400 и 5 sec с результатом стека, созданного из 15 аналогичных кадров, можно отметить, что после такого сложения становятся заметными звезды малой светимости, которые были спрятаны среди шумов.

Съемка звездных треков

Теперь перед нами стоит противоположная задача. Если вначале мы рассматривали, как добиться того, чтобы звезды не двигались в кадре, то теперь нам нужно узнать, как добиться максимального сдвига.

Может показаться, что достаточно поставить камеру на выдержку 1-2 часа и все — дело сделано. Но, все далеко не так просто.

Даже наиболее темные уголки планеты имеют определенную светимость. При выдержке в несколько часов света будет достаточно для того, чтобы поглотить звезды или вообще уйти в пересвет. Чем дольше задействована матрица фотоаппарата, тем больше ею накапливаются шумы. В результате получается очень шумная картинка и с шумами в ней ничего нельзя сделать.

В связи с этим съемка звездных кадров выполняется серией кадров с 2-4 минутной выдержкой на кадр (точный параметр зависит от степени яркости неба). Благодаря этому получается избавиться от ненужных шумов, избежать пересвета и выбрать подходящую длину треков после съемки.

Чем длиннее будет выдержка, тем меньше кадров будет получено. При покадровой съемке по 30 секунд нами будет получено 120 файлов. Если вести съемку по 4 минуты, получится всего 15 кадров.

Существует еще также понятие «дыр» (гапов). Чем больше мы получаем кадров, тем больше мы получаем в сборке дыр. Поэтому чем длиннее выдержка и меньше кадров, тем лучше.

Выполнить сборку полученного фотоматериала достаточно легко. Необходимо всего лишь собрать все кадры в Фотошопе в виде слоев. Для этого выбираем в меню Files — Script — Load Files Into Stack и используем нужные снимки. Ту фотографию, что находится в самом низу, оставим в режиме наложения Normal, а все остальные — выделим и переведем в режим наложения Lighten.

Однако, до того момента, как дело дойдет до обработки полученных снимков, следует правильно организовать съемку материала. Без профессионального оборудования обойтись невозможно. Важно надежно зафиксировать камеру, для чего необходимо задействовать соответствующий инструмент. Для этих целей можно порекомендовать штатив GRIFON WT-3150, предназначенный для фиксации фотокамер весом до 2,5 кг. При этом сам штатив весит всего 650 г, имеет прекрасную систему телескопических ножек и выдвижную центральную колонну. Модель характеризуется высокой устойчивостью, что очень важно в работе с хрупкой аппаратурой. К тому же, высота ножек регулируется благодаря клипсовым зажимам. WT-3150 — идеальный вариант для использования на выездных съемках. Прочный, легковесный, быстро раскладывающийся и складывающийся, укомплектованный нейлоновым чехлом, он будет максимально удобным в поездках.

В этом материале мы рассмотрели, какие существуют классические способы сложения стеков для создания качественных ночных снимков. Впрочем, это не значит, что этим всем использование стеков ограничилось. Пожалуй, с этого все только начинается.

Интересные статьи
Съемки природы в стиле минимализм
Природа вокруг нас многогранна и неповторима, и одна из главных задач фотографа заключается в том, чтобы поймать уникальный момент, поделившись со зрителями новым взглядом...
Технология и особенности астрофотографии
Фотография — это уникальный инструмент, способный не только запечатлеть то, что близко и понятно нам в ежедневной жизни. Но и узнать космос ближе, отобразить...
Пейзажная фотография на телевик
Используйте простые правила при фотосъемке пейзажей и вы узнаете, что такое новый взгляд на пространство. Чаще всего работа с пейзажем предполагает использование...
Золотые правила панорамной съемки
Основными правилами панорамной съемки, которые называют фотохудожники с опытом, являются: • Вращение камеры вокруг выбранной нодальной точки без отклонений (± 1-2 мм); •...