Существуют разные композиционные техники при создании снимков. Одной из самых простых, но при этом крайне важных, является техника «ведущей комнаты» (ведущего пространства, носовой комнаты). Умение пользоваться ею открывает много возможностей для фотографа. Хорошо разбирается в ней Крейг Холл (популярный в мире фотограф).
Суть принципа – в момент кадрирования объекта нужно добиться присутствия негативного пространства в определенном направлении. Это касается статических объектов. Если же перед фотографом стоит задача запечатлеть движущийся объект по принципу ведущей комнаты, то нужно оставить пространство перед перемещающимся объектом. Направление этого пространства должно совпадать с направлением движения объекта.
Без нее резко изменится настроение фотографии. Почувствуется некое напряжение. Зритель ощутит неуютную ауру. Интерес к объекту появиться, если принцип ведущей комнаты будет использован правильно. То есть при создании портерного фото, нужно направить взгляд человека так, чтобы казалось будто он движется на снимке. Еще следует хорошо распорядиться пространством, которое присутствует вокруг объекта.
Если фотограф решит расположить модель в кадре с одинаковым пространством по краям, то снимок получится статическим. Если же он решит полностью убрать это пространство, оставив только человека на снимке, то принцип ведущей комнаты будет утерян.
В таком случае можно компенсировать отсутствие движения за счет плотного кадрирования. Фото получится неплохим, но с негативным пространством. У зрителя возникнет ощущения нехватки какого-то компонента. Он больше отвлекается на не образ объекта, а на его отдельные части тела. Например:
Если на фото объект смотрит в сторону, то негативное пространство возникает перед его лицом. Это пространство и является ведущей комнатой. Если удалить его, то в левой части снимка останется лицо объекта, смотрящее в сторону, а в правой – бесполезное пространство. Зритель будет смотреть на такую фотографию и преимущественно фокусироваться на том, куда направлен взор человека, а также на его глаза, но никак на весь образ человека.
При использовании эффекта ведущей комнаты можно добиться еще большей драматичности. Для этого необходимо сделать снимок движущегося объекта. Например, едет велосипедист. Если обрезать негативное пространство перед ним, то возникнет ощущение скованности. Будто велосипедисту дальше некуда ехать. Наличие ведущей комнаты позволяет велосипедисту продолжать свое движения на снимке.
Другой пример – фото машины, которая движется по дороге. При наличии ведущей комнаты эффект движения сохраняется, а при ее отсутствии – пропадает. Будто машина находится в статическом положении на дороге.
Еще один пример – мотоциклист буксует на песке. Если в кадре есть пространство перед ним, то весь фокус зрителя устремляется к мотоциклисту, если же спереди отсутствует ведущая комната, то внимание зрителя переключается на заднее колесо, которое поднимает большой столб песка в воздух в момент буксования. То есть сам мотоциклист и основная часть его байка уже не интересны.
Также при построении кадра не стоит забывать о пространстве, которое находится над головой человека. Этот эффект называется «Headroom». Рассмотрим его действие на предыдущем примере с мотоциклистом. Если пространство над головой байкера будет большим, то у зрителя возникнет ощущение того, что мотоциклист тонет в песке. Если ли же пространство будет минимальным, то покажется будто голова байкера упирается в потолок снимка.
Чтобы угадать идеальное расстояние, нужно поместить глаза мотоциклиста в верхней воображаемой линии (правило третей). При этом в такую зону должны немного входить его плечи и шея.
Не обязательно во всех портретных снимках использовать этот эффект. Иногда из-за лишнего пространства задний фон отвлекает внимание зрителя от переднего. Если решили следовать рекомендациям и использовать ведущую комнату, то убедитесь в том, что объект на переднем плане занимает больше места на снимке, чем пространство позади него.
Направление ведущей комнаты зависит от направления объекта. При фотографировании рекомендуется использовать дополнительные приспособления для камеры, повышающие ее устойчивость. Например, можно купить штатив в Москве, изготовленный из качественных ударопрочных материалов, и установить на него камеру. Потому что процесс кадрирования занимает много времени.
Чем больше интенсивность жестов объекта и чем быстрее он движется, тем больше потребуется пространства в той части кадра, в которую происходит движение.
Самое главное, использование ведущей комнаты не является обязательным. Это больше рекомендация. Но, при этом следует помнить о том, что без этого эффекта возрастет вероятность появления расстройства у зрителя из-за созданного фотографом подсознательного напряжения.
""