Портретная съемка требует от мастера соблюдения таких технических нюансов, как правильно выбранная схема освещения, градус разворота лица, соотношение различных источников света, их местоположение.
Схема освещения важна, так как именно с ее помощью достигается грамотный баланс света и тени и создается нужная для фотохудожника форма. Рассмотрим, какие варианты схем есть в современной портретной фотографии и какие приемы нужно использовать, чтобы достичь идеального результата.
Особенность приема состоит в разделении лица на две контрастные части: одна находится в тени, вторая ярко освещена. Такая техника подходит для создания портретов музыкантов, художников, других людей творческих профессий, чтобы точнее передать черты лица и особенности характера.
Как добиться получения раздельного света? Это просто — установить осветительный прибор под углом 90° по отношению к камере, с любой стороны от модели — слева или справа. Свет должен падать на одну сторону лица, а на теневой части от него остается только блик в зрачке. Любой фрагмент теневой половины в свете — это нарушение схемы.
В качестве основы для установки камеры рекомендуем использовать профессиональный штатив — например, GRIFON WT-6270. Он надежный, устойчивый, выдерживает большой вес и в дальнейшем может пригодиться для съемок за пределами студии. Преимущества телескопического штатива — многофункциональная площадка для крепления камеры и диапазон высот от 72 до 154 см. Камеру можно двигать в зависимости от расположения модели.
Не забывайте про блик — в глазах объекта обязательно должен отражаться источник света. В обратном случае они будут выглядеть пустыми и безжизненными.
Отличительной чертой этого приема считается небольшая тень на щеке, падающая от носа модели. Чтобы достичь такого результата, необходимо осветитель расположить не на уровне глаз человека, а чуть выше, одновременно развернув на 30-40° от камеры. Имеет значение и тип лица, поэтому угол установки нужно откорректировать. Тень должна быть небольшой и направлена вниз. Вариант «Петля» признан универсальным, так как подходит многим моделям.
Ошибка начинающих фотографов — установка отражателя, направляющего свет снизу вверх, то есть ниже уровня глаз. Так лицо будет выглядеть странным и неестественным.
Схема названа в честь знаменитого художника-портретиста, который использовал в своей работе световое пятно на щеке. Суть приема в том, что тени от щеки и носа сливаются, образуя освещенную фигуру, напоминающую треугольник. При этом блики света должны присутствовать в обоих зрачках. Схема подходит для создания эмоциональных, выразительных портретов моделей с высокими, четко выраженными скулами.
В качестве источника света часто используют естественное освещение. Для получения нужного эффекта попросите человека, чтобы он немного отвернулся от окна. Оно должно находиться выше головы модели. Если подоконник расположен низко, часть остекления прикрывают темной непрозрачной материей.
Схема, как и предыдущая, имеет говорящее название. В результате правильно направленного освещения под носом модели появляется легкая тень в виде бабочки. Чтобы этого достичь, источник света устанавливают позади камеры и на высоте чуть выше уровня глаз. В результате сам фотохудожник находится ниже пучка света.
Схема походит для создания гламурных снимков. В качестве моделей обычно выступают люди среднего и старшего возраста, так как тени под щеками и подбородком хорошо скрывают имеющиеся морщины. Этот тип освещения хорош и для объектов с худым лицом или четко очерченными скулами. Чтобы еще больше подчеркнуть выразительность, используют лайт-диск, который во время съемки модель держит в руках.
Что делать, если лицо полное или круглое? Здесь нужен более жесткий свет, чем естественный, лучше с применением вспышки. Для портретных съемок подходит компактная, но мощная накамерная вспышка GRIFON TT 520. Она универсальна, поэтому пригодится и для студийных, и для репортажных работ. Ее легко настроить, выбрав один из 3-х режимов съемки. Мощность также можно отрегулировать, установив один из 8 уровней. При перегреве во время длительного фотосеанса вспышка сигнализирует миганием и подсказывает, что ее нужно отключить на 10 минут.
Кроме описанных 4-х базовых классических схем применяют две техники освещения:
Немного поэкспериментировав, вы поймете, чем отличаются друг от друга схемы освещения и результаты их применения. Спустя время узнаете, для лиц какого типа больше подходит «петля», а для какого — «бабочка». Также вы заметите, как с помощью освещения можно поменять характер или настроение модели, как создать профессиональный презентационный портрет, а как — снимок для друзей или близких.
И напоследок запомните: с искусственными источниками света работать легче, чем с естественным освещением. Их всегда можно переместить, подстроить под камеру или под модель.
""