Владение техникой заполняющего света – обязательный навык каждого профессионального фотографа, в особенности того, который работает с портретами. Заполняющий свет или дополнительное освещение используется при портретной съемке для заполнения теней и получения более эффектного, но в то же время реалистичного изображения. По мнению известного фотографа-портретиста Джона Макинтайра, использование различных техник с заполняющим светом дарит невероятные преимущества.
С помощью заполняющего света вы добьетесь:
Использование заполняющего света делает фотопортреты более естественными и ровными. Если акцент делается именно на контрасте, драматическом эффекте, то эта техника будет неуместна.
Технически сделать заливку портрета дополнительным светом можно при помощи любого источника, от фонарика до экрана смартфона. Однако профессиональные фотографы рекомендуют использовать простые и проверенные средства, а точнее, отражатели и вспышки.
Рефлекторы (отражатели) обеспечивают универсальный, недорогой и простой способ заливки портрета заполняющим светом. Новичкам и опытным мастерам мы рекомендуем просветный отражатель R-56 T марки GRIFON. Он выполнен в виде экрана из полиэстера на металлическом каркасе. Компактный рефлектор отлично рассеивает солнечный свет, смягчая тени и контрасты. Благодаря легкости и небольшому размеру этот отражатель является лучшим помощником фотографа на выездных съемках, обеспечивая прекрасные снимки небольших предметов и портреты компактных размеров.
Хорошей альтернативой простому отражателю может стать одна или несколько вспышек. С их помощью можно добиться той же цели, что и с рефлектором (лайт-диском), но более эффективно и профессионально. Поскольку студийные вспышки более управляемы, они помогают точнее настроить экспозицию и форму заливки портрета. Фотовспышка ZXZ-600 байонет BOWENS – идеальный вариант для опытных и начинающих портретистов, мечтающих быстро повысить свой уровень мастерства. К ее преимуществам относятся компактность, универсальность (подходит для студийной и выездной съемки), возможность крепления к зонту, на кронштейн, малый вес и простота управления. Благодаря короткому импульсу моноблок идеален при съемке быстро передвигающихся объектов. Кроме того, цифровая регулировка и синхронизация фотовспышки позволяют использовать ее с камерами и дополнительными вспышками любого класса, моделируя и записывая уникальные световые параметры.
Освоение техники заливки портретов основано на понимании коэффициентов освещения. Как правило, ключевой свет как минимум на одну степень ярче заполняющего. При их соотношении 1:1 изображение будет плоским, при коэффициенте 8:1 – чересчур контрастным и драматичным. Измерить и настроить правильное соотношение ключевого и заполняющего света поможет флэшметр. На пробных снимках измеряют отдельно ключевой и заполняющий свет и сравнивают обе экспозиции. Если экспозиция первого снимка на одну ступень больше, чем у второго, то коэффициент составит 2:1, при двух ступенях – 4:1, и так далее. На основе измерений изменяйте и регулируйте освещение, пока не получите нужный эффект и контрастность.
Следующий этап – добавление отражателя. Новичкам рекомендуется настроить ключевой свет по стандартной схеме освещения объекта. Необходимо измерить объект и настроить экспозицию. Для съемок при естественном и непрерывном свете или с использованием моноблоков с моделирующим светом теневую область можно оценить на глаз или сделав пробный снимок. Рефлектор располагают напротив источника ключевого света, контрастность увеличивают, приближая отражатель, уменьшают – удаляя его. Оценить результат действий поможет очередной пробный снимок; высокую контрастность можно снизить, приблизив отражатель, и наоборот.
Продвинутые портретисты могут освоить следующий этап, получив больше контроля над освещением и тенями при помощи вспышки. Для начала надо настроить ключевой свет, установить мощность и определить верную экспозицию. Тестовый снимок зафиксирует результат. После этого необходимо установить вспышку таким образом, чтобы она высвечивала теневые области портрета. Мощность должна быть ниже мощности ключевого освещения. Пробный снимок покажет, что надо ли увеличить контрастность освещения или стоит снизить ее. В первом варианте мощность заполняющего света понижают, во втором – увеличивают.
Овладев основами выставления и регулировки мощности дополнительного света, можно начать экспериментировать с числом вспышек и комбинациями моноблоков с рефлекторами. Не забудьте о бликах! Они появляются в глазах объекта портретной съемки при наличии одного источника освещения. Если же их будет слишком много, снимок будет выглядеть странно и неестественно даже при идеальной контрастности и заливке.
""