vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Три способа съемки грозы и молний

Пытались ли вы снять пейзаж в экстремальных погодных условиях? Профессиональный фотограф Никко Валензуэла поделился опытом съемки молний и гроз. Молнии на любой фотографии — всегда зрелище, привлекающее внимание зрителя. Однако можно попасть в грозу с фотоаппаратом, но молнии так и не запечатлеть. Помехой в этом будут множества факторов.

съемка грозы и молний

Проблемы съемок молний

Грозу мешают фотографировать много обстоятельств. Одна из причин — плотные облака. Молния возникает из-за разницы электрических зарядов между тучей и землей или с другими грозовым облаком. Если учесть, что причиной этого яркого природного явления становятся тучи, то другие облака, находящиеся поблизости, могут заслонять разряды, закрывая или снижая видимость грозы в кадре.

Для фотографа есть и другая видимая проблема — ливень, почти всегда сопровождающий грозу. Там, где происходят разряды, почти всегда льет дождь. В кадре он будет выглядеть как дымка от капель, если снимать явление на расстоянии. А если подойти близко к эпицентру, то ливень помешать процессу или из-за оптического эффекта, производимого им, или вы сами и камера рискуете попасть под удар молнии или промокнуть.

Технические особенности съемок молний

Камера

Любой аппарат с ручным управлением подойдет для съемок молний. Однако некоторые функции могут весьма упростить процесс, например, режим интервальной съемки. Если такой опции не предусмотрено, можно воспользоваться пультом управления. Конечно, для такой фотосъемки удобнее камеры с высоким разрешением или с более быстрой и точной фокусировкой в условиях слабого освещения. Такой аппарат пригодится в том случае, если фотографировать придется с фокусировкой. Стоит учесть, что такая съемка включает захват сотен изображений, полученных за несколько минут.

Этот процесс имеет некоторое сходство с рыбалкой, где используется сеть с большими ячейками. Среди настроек крайне важна выдержка. Оптимальный вариант — 4 - 8 секунд. При интервальной съемке чем меньше экспозиция, тем больше изображений уйдут в брак.

Слишком длительная выдержка перезапишет удар молнии, если он произошел в начале экспозиции. Полная настройка диафрагмы должна гибкой в случае точной фокусировки, и если передний план расположен в пределах настроенной глубины. Тогда ISO поддерживается на минимуме (100-400), потому что экспозиции выдержки длительные, а молния увеличивают яркость картинки в кадре.

Объектив

Для фотосъемки молнии пригоден любой объектив. Выбор зума зависит от двух факторов:

  • расстояния до грозы;
  • разброс ударов молнии.

Зачастую достаточно стандартного зума для фотографирования молний, близко разбросанных друг от друга. Телеобъектив помогает получить детальные изображения отдаленных молний. В грозу бывают места, в которые большая часть ударов многократно повторяется, и они перемещаются вместе с ветром. Эта особенность поможет при компоновке кадров.

Штатив

При съемке молнии нужен устойчивый штатив из-за длительных экспозиций и сотни последовательных изображений. Тем более купить штатив в Москве совсем не проблема. Он должен надежно держать камеру, выдерживать напор ветра, возникающего во время грозы.

Световая ловушка или дистанционный интервалометр

Если в камере не предусмотрена функция интервальной съемки, потребуется интервалометр. Поскольку удары молнии предсказать нельзя, необходимо обеспечить правильную выдержку. Поэтому настройки интервальной съемки устанавливаются на самый короткий интервал, при этом выставляется наибольшее число последовательных экспозиций. Почти наверняка гроза закончится прежде, как закончится максимальное количество, потому что с интервалометром можно получить до 999 снимков без перезагрузки.

Точность фотосъемки может увеличить светосинхронизатор. В таких триггерах применяется датчик освещенности. Вспышка света, производимая молнией, открывает затвор через ловушку света и заставляет фотокамеру начать экспозицию. Другие источники света, например сверкающий огнями мегаполис, освещающий небо, могут помешать датчикам, так изменение яркости в таких условиях снижается. В этом случает поможет режим таймлапса.

Три подхода к съемкам молнии

На первый взгляд кажется, что самый простой способ получить изображение молнии — сфотографировать молнию с одной экспозицией. Снимок получится в том случае, если на переднем плане есть значимый элемент, который даст контекст фотографии. С учетом всех проблем, бывает сложно снимать молнию с удачным передним планом и с выгодной точки. Но снять только молнии или освещенные тучи будет довольно просто. Постобработка кадров заключается в отсечении бликов и восстановлении деталей переднего плана, в случае, если они есть.

Композиция двойных изображений включает фотографию переднего плана и самого снимка удара молнии. Этот процесс может выполняться с незначительной постобработкой, потому что программное обеспечение редактирования помогает произвести замену неба в несколько шагов. Skylum Luminar или Adobe Photoshop автоматизируют процесс, тем более если снимок переднего плана имеет чистый горизонт. Конечно, обладая знаниями в этом деле, ручной настройкой это сделать можно точнее.

Покадровые композитные фотографии требуют большого опыта постобработки, неконсервативного подхода и четкого художественного замысла. Съемки грозы зачастую дают несколько ударов молний и заряженных грозовых облаков. Цель всего процесса — сбор множества фрагментов снимков для создания драматической и зрелищной сцены.

Заключение

Съемка молнии для представленных трех способов довольно схож. Только от фотографа зависит, захочет ли он создать снимок с реалистичной точностью грозы или представить вымышленную, но зрелищную интерпретацию сцены.

Интересные статьи
Идеи для осенних фотосессий: тренды 2024
Осень — отличное время для того, чтобы организовать фотосессию. Это красивое время года, наполненное яркими красками. Предлагаем подборку идей для интересных осенних фотосессий.
Как и для чего используют разные фотофоны?
Фотофоны требуются для портретной и предметной съемки, их используют фэшн-фотографы, стримеры, блогеры. Этот предмет — неотъемлемая часть любой студийной съемки, но чаще...
Софтбокс — какой формы отдать предпочтение?
Софтбокс — наиболее востребованная среди фотографов светоформирующая насадка. Она позволяет скорректировать световую композицию в кадре. Надевается насадка на накамерные...