Если цветная фотосъемка зачастую описательна, то черно-белая позволяет оператору проявить свои творческие способности и стремление к собственной интерпретации сюжета. Научиться этому помогут несколько несложных упражнений, предлагаемых ниже.
Приступая к целенаправленной черно-белой фотосъемке, полезно отвлечься от цветовой гаммы кадра или даже пренебречь цветом. Следует обращать внимание на контраст, диапазон тонов, а также на их соотношение с общей композицией снимаемого объекта. Компоновать кадр полезно, исходя не из цветов его элементов, а из сочетания тонов, качества и количества отраженного от объекта света.
Для упражнений в ч/б съемке лучше всего выбрать один объект, к примеру, фрагмент натюрморта с предметами, которые можно перемещать. Как правило, берутся немонохромные вещи, с помощью которых легко создается смесь тонов и полутонов. Здесь удобно использовать штатив для камеры моделей WT-3110, ARS-3740 или аналогичный. Сравнение серии таких снимков поможет понять, что такое тон, освещение и композиция.
Упражнения со светом
В черно-белой фотосъемке особо важно, какой свет падает на объект — мягкий или жесткий. В первом случае экспозиция равномерна, во втором — резко контрастна.
Объект располагают в месте с ярким освещением, лучше вне помещения в безоблачный солнечный день. Если такой возможности нет, можно без рассеивателя использовать накамерную мини вспышку GRIFON TT 350 TTL либо встроенную вспышку фотокамеры. Сделав серию тестовых изображений, изучите, как соотносятся тени и тона.
При съемке проэкспонируйте несколько фотографий нормально и определите усредненное значение экспозиции. Далее проэкспонируйте светлые участки кадра, сняв показания экспонометра с наиболее яркой части композиции. Сняв несколько фотографий, этим же образом настройте экспозицию, когда затененные участки хорошо видны. Вышеописанный процесс желательно повторить несколько раз, перемещая предметы по кадру и снимая под различными углами.
В солнечную погоду постарайтесь перенести предмет в тень. Если внутри помещения использовалась вспышка, сделайте серию фото без нее, удалив объект от окон. При недостатке света обязательно задавайте длительную выдержку и пользуйтесь штативом. Сфотографируйте тот же ряд экспозиций, что и при жестком освещении. В результате получатся снимки с тонкими вариациями низкого контраста. Обязательно записывайте последовательность своих действий и наблюдения за изменениями теней и тонов.
Разберитесь, откуда в конкретной ситуации исходит свет по отношению к камере. Подумайте, как он влияет на вид композиции, если оператор перемещается вокруг объекта. Сделайте ряд серий фотографий с разных положений и с разными экспозициями, а затем проанализируйте результаты.
В завершение упражнения выберите лучшие изображения из каждой экспозиции, обесцветьте их и проведите финальную обработку полученных фото.
""