Профессиональные фотографы редко используют один источник света. Грамотная работа с освещением помогает с реализацией самых смелых идей, экспериментов.
Для новичков станет открытием тонкая работа с моделирующим светом, а знание приемов поможет освоить это мастерство быстрее.
При помощи моделирующего света можно менять отдельные участки фото, делать переход между тенью и светом сглаженным, выделять детали, акцентируя внимание зрителя на необычной прическе модели или струящейся ткани.
Акцентное освещение всегда на вторых ролях, поскольку пальма первенства остается у основного источника.
В связи с этим, первым советом станет соблюдение важных правил:
Рисующий свет поставить просто даже для новичка, достаточно расположить его источник повыше и направить на модель.
С акцентным дела обстоят сложнее, т. к. для грамотной постановки нужна осознанность, знание тонкостей, приемов. Опытные мастера рекомендуют использовать спец оборудование, светоформирующие насадки:
Умение пользоваться оборудованием помогает сделать акцент на маленьком участке кадра, направив туда узкий луч.
Общий совет. Моделирующий свет ставится сбоку от модели, на любой высоте. Если освещение фоновое, то делается акцент на фон, а боковой — падает сбоку.
Приемы не самые простые, но много источников света для работы не понадобится.
Это простой и эффективный прием подойдет тем, кто не планирует тратить много времени на постобработку. Он помогает сгладить неровности кожи, смягчить текстуру, разделить лицо модели пополам.
В схеме источник рисующего света размещают сбоку, чтобы источник находился выше уровня головы или вровень с ней, и луч попадал на плечи модели.
Таким образом, моделирующий свет размещается напротив и приподнимается в сторону основного, освещающего объект сверху, а акцентный падает снизу вверх.
По мощности моделирующий свет слабее основного, но светит широко, ложится мягко. Рекомендуется взять для акцентного света октабокс 95СМ SB-FW95, идеальный для создания портретных, студийных фото. Универсальная модель октабокса обеспечит безупречный градиент, сделает тени мягче, лицо нежнее. Октабокс со стальным каркасом, жаростойким полиэстеровым кожухом, компактен, удобен в работе. Он формирует мягкий, рассеянный светопоток округлой формы благодаря поэтапному преобразованию света от вспышки, проходящему через отражатель, рассеиватель, тканевый диффузор.
Схема предполагает мягкое освещение объекта, высветление рельефа без изменения светотеневого изображения.
Задача фотохудожника-портретиста — демонстрация модели со всеми характерными чертами, индивидуальностью. Рисующий свет лишь намечает общие контуры, задает светотень фото, а акцентный свет отвечает за проработку деталей.
Схема предполагает размещение моделирующего света сверху или сбоку от рисующего, выставив источник так, чтобы образовались блики. Этот прием обеспечит четкость формы лица, обозначит характер модели.
Для того, чтобы лучи отражались от лица и направлялись в объектив, понадобится узкая насадка — тубус или рефлектор с сотами, шторками. Освещение всей головы не потребуется, т. к. добавляется лишь небольшой блик.
В этой схеме акцентное освещение это — контровик, прорисовывающий контуры человека. Рисующим источником выбирается портретная тарелка с сотами. Акцентный свет — тубус, размещается за плечом модели, выделяет ее на фоте затемненного фона.
Итогом является яркая, предельно контрастная сцена. Поэкспериментировав с мощностью, можно добиться того, что акцентный свет станет ярче основы. В идеале, получится темное лицо, подсвеченное ярким задним фоном, будто человек освещен светом фар. Для получения скульптурной обводки контура тела в полный рост вместо тубуса выбирается стрипбокс.
Рисующего света недостаточно, чтобы сделать выразительным взгляд, выделить глаза. Основными причинами этого являются:
Используя возможности моделирующего света, можно сделать акцент на нужных участках, подчеркнуть глубину взгляда. Для этого предельно суженный световой луч направляется на глаза объекта. Использование самой узкой из всех находящихся в арсенале художника насадок (рефлектора с практически закрытыми шторками, тубуса с сотами), облегчит задачу. Если этот прием не сработает, придется взять маску гобо или самостоятельно сделать прорезь в плотном картоне.
Один из самых популярных способов использования моделирующего света — демонстрация прически, акцент на волосы. Направив луч света на волосы, фотограф сразу отделяет модель от общего фона, формирует образ.
Для акцентной подсветки берется тубус или рефлектор. Уменьшить световой поток поможет применение сот. Моделирующий свет размещается повыше, над головой, направляется строго вниз.
Моделирующая подсветка применяется и для того, чтобы изменить цвета на фото, сделать их на несколько тонов светлее. Так, направив узкий светопоток на темно-синюю одежду, можно затемнить ее, сделать черной, или высветлить вещь до появления явного синего оттенка.
Так же можно работать над изменением цвета фона. На сцене тканевая драпировка занавеса кажется насыщенно-бордовой потому, что остается в тени. Направленный моделирующий свет делает тона ткани более светлыми, нежными, придавая пастельные оттенки.
Подсветка выставляется на уровне головы, что меняет цветовосприятие ткани зрителем. Для крупных объектов подбираются большие насадки, софтбоксы, а маленькие участки стоит снимать, используя тубусы, рефлекторы со шторками.
""