Многие слышали про файн-арт фотографию, но далеко не всем до конца понятно значение этого термина. Это могут быть портреты девушек на фоне великолепных садов, свадебные фотографии в стиле художников эпохи Возрождения или снимки, обязательно запечатленные на пленку. Однако истина кроется не в ракурсе, стиле или технических нюансах, а в идее, которую создал и сумел передать автор. А вместе с идеей — в истории или эмоции.
Файн-арт фотография — полная противоположность документальному фото: и журналистским, и классическим семейным снимкам, которые показывают людей реалистично, в настоящем моменте. Это скорее художественная работа, принципиально отличающаяся от документальной, портретной, рекламной съемки. Фотограф пытается создать некий образ, а модель становится не центральной фигурой изображения, а инструментом, выполняющим определенные художественные задачи.
Проще говоря, файн-арт фотография больше рассказывает не о том, кого снимают, а о том, кто снимает.
Портреты, написанные в стиле файн-арт, могут быть абсолютно разными: с простыми или сложными сюжетами, интересными воплощениями, игрой цвета. Здесь нормой становится снимок женщины с насекомыми в локонах или с крупным бутоном во рту. Иногда идею легче передать с помощью не самой модели, а ее окружения, замысловатого фона, необычного макияжа, одежды.
Это сложнее, чем создать обычный классический портрет: сначала возникает идея, а вслед за ней — воплощение. Оба этапа требуют времени, терпения и фантазии. Чаще всего идея приходит сама, и чтобы ее найти, не нужно специально напрягаться. Если же ее нет, надо переждать и заняться чем-то более привычным и близким, и со временем она появится.
В процессе созидания может случиться творческий кризис, от которого не застрахован никто. Вот несколько подсказок, которые помогут вдохновиться и скорее выйти из кризиса:
И вот она появилась — свежая идея. Но насколько она нова? Скорее всего, эта тема уже кого-то интересовала и нашла воплощение в чужих шедеврах. Поищите похожие изображения в интернете и картинных галереях, загляните в Pinterest. В процессе поиска можно обогатить или слегка изменить идею, продумать детали, подобрать краски.
Некоторое время займет подбор модели. Если угадать с типажом, результат может превзойти все ожидания, в обратном случае идея так и останется идеей и найдет воплощения. Здесь важна не только внешность, но и определенные навыки: отсутствие боязни камеры, умение позировать. Эти качества характерны для людей, по своей профессии связанных с кино или театром.
Работать гораздо легче с моделью, которая понимает концепцию съемки. Для этого необходимо с ней познакомиться заранее, чтобы объяснить свое видение будущего портрета. Если моделей несколько, то им также следует друг друга узнать получше, чтобы не испытывать дискомфорт во время сеанса. Кроме модели потребуется реквизит, одежда, профессиональный макияж — особенно, если замысел касается необычного образа, созданного при помощи костюма и косметики.
Нужно заранее решить, один это будет снимок или серия из нескольких тематически связанных фотографий. Скорее всего, для серийной съемки потребуется более серьезный подход к аппаратуре и умение настраивать искусственный свет, если работать придется в помещении.
Для выезда на природу необходимо предусмотреть риски, связанные с капризами погоды и недостаточным естественным освещением. В качестве страховки рекомендуем захватить мини-вспышку Grifon TT 350 TTL/HSS Nikon. Несмотря на компактные размеры, что очень удобно для перевозки, она обладает мощностью светового импульса 36 и может быть ведущей вспышкой. Плюсом к этому — функция FEC для корректировки экспозиции и мульти режим для управления светом.
Ростовые портреты лучше выходят, если воспользоваться штатным зумом, а крупные — с умеренным телеобъективом. Интересные эксперименты получаются с широкоугольным объективом, но такие съемки лучше проводить после тренировок.
В процессе съемок помните про законы композиции и не повторяйте ошибок новичков: старайтесь запечатлеть не текстовое описание сюжета, а картину. Текст хорош только на бумаге, при его прочтении, а художественное произведение должно приводить в восторг от одного взгляда на него. Интересная идея, длительная и тщательная подготовка, дорогой реквизит — все может быть зря, если результат будет никудышным.
В соответствии с идеей, которая является лишь отправной точкой портрета, необходимо выстроить композицию, настроить свет, подобрать цвета. Кстати, ничего нового со светом придумывать не стоит — вполне подойдут классические схемы. Для создания драматического портрета с четкими тенями и контрастом подойдет резкий свет, для плавных переходов — рассеянный или мягкий.
Практикуйте разные техники, используйте призму, длинную выдержку, маски гобо, мультиэкспозицию. Воплощая свою необычную идею, попробуйте снять портрет без лица — он точно расскажет об авторе изображения гораздо больше, чем о модели.
""