Основными правилами панорамной съемки, которые называют фотохудожники с опытом, являются:
Есть и другие правила, но на этих стоит сосредоточиться основательно.
Если нарушить это правило, то при склеивании панорамы возникает такое явление, как параллакс, и картинка деградирует с увеличением ошибки панорамирования.
Для точного нахождения нодальной точки, кроме камеры, потребуется профессиональный штатив Grifon WT-6270 H=720-1540мм. Модель с серьезной грузоподъемностью (до 6 кг) способна выдерживать вес хрупкой аппаратуры, а телескопические ножки с клипсовыми зажимами обеспечивают устойчивость благодаря наличию на них ребристых наконечников. Площадка для быстрого и безопасного крепления камеры оснащается винтом с резьбой, что обеспечивает возможность плавного перемещения 3-D головки при панорамной съемке. Специальная прокладка, предохранитель, идущие в комплекте, гарантируют защиту от случайных ударов, повреждений.
Этот делается для того, чтобы, работая в программе PTGui, можно было удалить при сшивке солнечные блики. Кроме этого, перекрытие снижает до нужного уровня геометрические провалы в местах сшивки сверху и внизу панорамы при работе со сверхширокоугольной оптикой. Да и делить кадр на 2 равные части проще и удобнее, чем высчитывать 20-40 %.
Исключением из этого правила являются ситуации, когда даже такое перекрытие приводит к потере необходимой композиционной информации. В этом случае целесообразнее использовать поворот камеры на четверть кадра, что дает перекрытие на 75%.
Это делается сразу по ряду причин:
Выравнивание линии горизонта необходимо для получения при сшивке максимально ровной панорамы, т. к. заваленные по горизонту кадры приводят к провалам геометрии, дополнительным композиционным потерям.
Такой подход исключает при сшивке кадров разницу по резкости, шумам. Фотохудожник, работая с кадрами в режиме ручного экспозамера «M» с равноценными настройками выдержки, соблюдая фокусное расстояние, исключает размытость подвижных объектов. Такой подход делает сшитую панораму естественной, органичной.
При панорамных съемках часто происходит захват широкого угла со значительными перепадами яркости, интенсивности освещения, которые превышают возможности диапазона камеры.
Оптимальным выходом из данной ситуации станет съемка двух кадров, выполненных в режиме ручного экспозамера, дальнейшей их обработкой, сшивкой в фоторедакторе HDR. Такой прием позволяет избежать размытия на картинке подвижных объектов (водопада, облаков), потери качества, получающейся из-за неверной экспозиции отдельных кадров.
Часто, более рациональным решением является применение режима автоматического брекетинга, который с запасом перекрывает весь используемый при съемках диапазон. Основным недочетом этого метода является появление на карте фотоаппарата лишних кадров, а к достоинствам относится упрощение, ускорение процесса.
Это правило возникло из-за того, что за время, расходуемое на съемку составных кадров, поворот объектива камеры, движущиеся объекты или явления природы успевают изменить свое местоположение в пространстве, что делает проблематичным монтаж сцен при сшивке, усложняет их совместимость на соседних кадрах.
Как и все правила, оно имеет исключения:
Последним приемом лучше снимать такие природные явления как молнии, северное сияние. В объектив попадает очень ограниченный участок и шансы запечатлеть редкий кадр возрастают. Основным принципом при фотографировании таких драматичных сюжетов является то, что снимать нужно все, дающееся природой, после чего выбираются самые удачные и ценные кадры.
""