vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Золотые правила панорамной съемки

Основными правилами панорамной съемки, которые называют фотохудожники с опытом, являются:

  • Вращение камеры вокруг выбранной нодальной точки без отклонений (± 1-2 мм);
  • Перекрытие близлежащих кадров на 50%;
  • Наличие запаса в полкадра в начале и конце панорамы;
  • Выравнивание линии горизонта;
  • Ведение составляющих съемки с одинаковыми настройками, выдержкой;
  • Учет изменяющейся освещенности сцены;
  • Запрет на съемку панорамы динамичных моментов (молний, шторма, северного сияния).

Есть и другие правила, но на этих стоит сосредоточиться основательно.

1. Не отклоняемся от нодальной точки при повороте камеры

Если нарушить это правило, то при склеивании панорамы возникает такое явление, как параллакс, и картинка деградирует с увеличением ошибки панорамирования.

Для точного нахождения нодальной точки, кроме камеры, потребуется профессиональный штатив Grifon WT-6270 H=720-1540мм. Модель с серьезной грузоподъемностью (до 6 кг) способна выдерживать вес хрупкой аппаратуры, а телескопические ножки с клипсовыми зажимами обеспечивают устойчивость благодаря наличию на них ребристых наконечников. Площадка для быстрого и безопасного крепления камеры оснащается винтом с резьбой, что обеспечивает возможность плавного перемещения 3-D головки при панорамной съемке. Специальная прокладка, предохранитель, идущие в комплекте, гарантируют защиту от случайных ударов, повреждений.

2. Наложение кадров с 50% перекрытием

Этот делается для того, чтобы, работая в программе PTGui, можно было удалить при сшивке солнечные блики. Кроме этого, перекрытие снижает до нужного уровня геометрические провалы в местах сшивки сверху и внизу панорамы при работе со сверхширокоугольной оптикой. Да и делить кадр на 2 равные части проще и удобнее, чем высчитывать 20-40 %.

Исключением из этого правила являются ситуации, когда даже такое перекрытие приводит к потере необходимой композиционной информации. В этом случае целесообразнее использовать поворот камеры на четверть кадра, что дает перекрытие на 75%.

3. Обеспечение запаса в половину кадра в конце и начале панорамы

Это делается сразу по ряду причин:

  • Сохранения геометрии композиции, чтобы не потерять ценные кадры, размещенные по краям панорамы;
  • Быстрого и беспроблемного удаления бликов при появлении их в левом/правом углах;
  • Улучшения качества снимка, исключения из панорамы составных кадров, что актуально при ночной съемке;
  • Обеспечения запаса кадрирования.

4. Отслеживание линии горизонта на всех кадрах

Выравнивание линии горизонта необходимо для получения при сшивке максимально ровной панорамы, т. к. заваленные по горизонту кадры приводят к провалам геометрии, дополнительным композиционным потерям.

5. Съемка составных частей панорамы с одинаковыми настройками

Такой подход исключает при сшивке кадров разницу по резкости, шумам. Фотохудожник, работая с кадрами в режиме ручного экспозамера «M» с равноценными настройками выдержки, соблюдая фокусное расстояние, исключает размытость подвижных объектов. Такой подход делает сшитую панораму естественной, органичной.

6. Съемка панорамных кадров с брекетингом по экспозиции

При панорамных съемках часто происходит захват широкого угла со значительными перепадами яркости, интенсивности освещения, которые превышают возможности диапазона камеры.

Оптимальным выходом из данной ситуации станет съемка двух кадров, выполненных в режиме ручного экспозамера, дальнейшей их обработкой, сшивкой в фоторедакторе HDR. Такой прием позволяет избежать размытия на картинке подвижных объектов (водопада, облаков), потери качества, получающейся из-за неверной экспозиции отдельных кадров.

Часто, более рациональным решением является применение режима автоматического брекетинга, который с запасом перекрывает весь используемый при съемках диапазон. Основным недочетом этого метода является появление на карте фотоаппарата лишних кадров, а к достоинствам относится упрощение, ускорение процесса.

7. Отказ от съемки панорамы динамичных сцен

Это правило возникло из-за того, что за время, расходуемое на съемку составных кадров, поворот объектива камеры, движущиеся объекты или явления природы успевают изменить свое местоположение в пространстве, что делает проблематичным монтаж сцен при сшивке, усложняет их совместимость на соседних кадрах.

Как и все правила, оно имеет исключения:

  • При съемке прибоя проблема возникает только с движением воды на передним плане, рядом с объективом. Задний и средние планы сшиваются легко, без особых затруднений;
  • Сдвиг динамичных объектов будет малозаметным при условии частичного перекрытия неподвижными предметами (скалой, деревом). В этом случае сшивка выполняется по неподвижному элементу панорамы, хотя и является рискованным приемом, эффект от которого сложно предугадать;
  • Использование вместо панорамы верторамы. При такой съемке динамику можно разместить в одном кадре, поэтому проблем со сшивкой не возникает.

Последним приемом лучше снимать такие природные явления как молнии, северное сияние. В объектив попадает очень ограниченный участок и шансы запечатлеть редкий кадр возрастают. Основным принципом при фотографировании таких драматичных сюжетов является то, что снимать нужно все, дающееся природой, после чего выбираются самые удачные и ценные кадры.

Интересные статьи
Съемки природы в стиле минимализм
Природа вокруг нас многогранна и неповторима, и одна из главных задач фотографа заключается в том, чтобы поймать уникальный момент, поделившись со зрителями новым взглядом...
Технология и особенности астрофотографии
Фотография — это уникальный инструмент, способный не только запечатлеть то, что близко и понятно нам в ежедневной жизни. Но и узнать космос ближе, отобразить...
Пейзажная фотография на телевик
Используйте простые правила при фотосъемке пейзажей и вы узнаете, что такое новый взгляд на пространство. Чаще всего работа с пейзажем предполагает использование...