vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Что такое софтбокс и зачем он нужен фотографам?

Софтбоксы − световой отражатель, который можно найти в любой студии. Световой модификатор преобразует топорный точечный свет в мягкое направленное освещение. Изделие используется вместе с накамерными вспышками и постоянным светом. Специальные насадки на оборудование позволяют получить направленное освещение с хорошей равномерностью светового потока. Софтбоксы для фото и видео отличаются формами, размерами, вариантом крепежа, что обуславливает их использование для оборудования разных студийных схем.

soft box

Как устроен отражатель

Внешне софтбокс выглядит как насадка на источник освещения, в задачи которого входит рассеивание света из источника для создания мягкого светового потока. Модификатор включает в себя как световой отражатель, так и рассеиватель. Поток от внутреннего источника освещения попадает на отражатель, а после переходит на диффузор, сделанный таким образом, чтобы получить свет требуемой мягкости.

Как использовать софтбокс

Использовать свет от модификатора можно для съемки почти любого объекта. Главный плюс оборудования – яркое мягкое освещение, которого можно добиться даже в ограниченных студийных помещениях. Обычно отражатель нужен в виде основного или заполняющего источника света, что важно при 3-точечной настройке освещения. Если использовать софтбокс для студийной вспышки, то можно легко создавать разные стили освещения, будь это светотень или освещение Рембрандта, драматическая картинка с контрастом или снимок в высоком ключе.

Все, что нужно сделать, это указать софтбоксом на объект. Но красота этого оборудования заключается в направлении и угле, с которого идет свет. Фотографу для начала нужно поэкспериментировать, посмотреть, как освещение падает на предметы и людей. Новичкам совет: установить отражатель под углом 45º от лица объекта съемки. Далее поднимите оборудование так, чтобы его середина пришлась прямо над глазами человека, а острие смотрело строго вниз. Если сделанный после этого снимок понравился, то можно работать дальше. Не нравится, присмотритесь, что не подходит, пробуйте экспериментировать.

Все отражатели могут создавать мягкий свет, который аккуратно убирает резкие тени, как бы обтекает объекты. Но форма и качество освещения будет зависеть от вида софтбокса, который используется фотографом.

Виды софтбоксов

При покупке отражателя можно растеряться, так как в магазинах есть из чего выбрать. Если коротко, то оборудование отличается по двум характеристикам – форме и габаритам. Рассмотрим оба критерия.

Размеры оборудования

Оборудование для студии выпускают в разных типоразмерах, но условно их можно поделить на большие, средние и маленькие. Все размеры могут покрывать одинаковое количества света, при этом источники освещения должны находиться на одном расстоянии от объекта. Отличие только в качестве освещения. Крупные блоки дают более мягкий свет и смутные тени. Меньшие обеспечат фотографа более резкими светом и тенями. Обращайте внимание на место съемки, если планируете работать в студии, то выберите для себя более компактный софтбокс.

Форма отражателя

Разные формы изделий покрывают различные зоны пространства, имеют различные спады:

  • Прямоугольная отлично подходит для вертикальных композиций и портретов. Отражатели обеспечивают мягкий свет, который напоминает дневное освещение. Размеры могут быть 60x90, 60x80, 80x100, 80x120, 75x150.
  • Квадрат применяют для крупных фото и портретной съемки. Такие изделия хорошо подходят для малогабаритных студий. Минусом такого оборудования считается небольшое ослабление при компоновке вертикальных кадров. Размеры могут быть 45х45, 60х60 и т.д.
  • Октобоксы (8-угольники) хорошо впишутся для портретной, модной съемки, где нужно сделать естественный эффект обтекания фигуры человека. При этом зрачок человеческого глаза и радужная оболочка имеют круглую форму, что делает блик подходящим для портрета. Размеры могут быть от 90 до 2-х метров.
  • Стрипбоксы лучше всего применять для рассеянного освещения, обрамляющего форму объекта. Чаще всего – для осветления волос со спины модели. Размеры могут быть 30х140, 30x160, 40x180.

Софтбокс в фотографии имеет больше плюсов по сравнению с классическим зонтом, который раньше использовали в студиях. Оборудование позволяет создать направленный поток света, так как работает вместе со студийной вспышкой. При желании всегда можно снизить мощность вспышки, не полагаясь особо на мощность отраженного света. В этом случае фотограф получает аналогичный, можно сказать, что даже лучший результат, чем при использовании обычных зонтов.

Компромиссным решением может стать зонт-софтбокс разного диаметра. Он сочетает в себе плюсы простой сборки зонта + формат софтбокса, также позволяет установить соты. К минусам можно отнести наличие только одного рассеивателя, использование с осветительными приборами небольшого размера.

Вывод

Правильное применение освещения может вывести работу фотографа на новый уровень. Для этого можно использовать специальные инструменты, которые не требуют больших финансовых вложений. Можно начать с отражателей, которые хорошо подходят для работы с ответственным и студийным освещением. Получить мягкий свет в студии можно при помощи обычного зонта, но если нужен больший контроль над световым потоком, то лучше использовать софтбоксы, которые создают эффект освещения как будто от яркого окна. В целом, 2 или 3 таких отражателя принесут большую пользу фотостудии, независимо от области работы фотографа.

Интересные статьи
Схемы света и оборудование для фотопортрета
Одно из ключевых преимуществ студийной съемки – возможность регулировать освещение по своему усмотрению. Фотограф может использовать различные источники света, комбинировать их. В...
Секреты красивых черно-белых кадров
Первые фотографии изначально были черно-белыми, и лишь спустя некоторое время человечество изобрело способ делать снимки цветными. Сегодня одноцветная съемка снова в моде, хотя на...
Принципы работы с накамерной вспышкой
С помощью накамерной вспышки можно превратить любой кадр в страницу глянцевого журнала, добавляя изображению резкости и объема. Еще один вариант работы с накамерной вспышкой - репортажная...