Снимать пейзажи любят многие начинающие фотографы, на что есть две основные причины. Во-первых, такое творчество дает время для раздумий и экспериментов. Во-вторых, выполнять такую съемку достаточно просто и приятно, оттачивая свои умения работы с композицией, цветом и базовыми настройками.
Несмотря на то, что пейзажи обычно представляют собой статику, их можно сделать динамичными. Для этого следует использовать длинную выдержку.
Длинная выдержка позволяет показать движение, которого может даже практически не быть в кадре. Для нее потребуется надежный и хороший штатив. Можно порекомендовать GRIFON ARS-3716, предназначенный для жесткой фиксации фото- или видеокамеры на необходимой высоте. Минимальная высота — 62 см, при том как максимальная составляет 159 см. Модель штатива компактная и имеет вес всего 1,6 кг, благодаря чему такое оборудование подходит для выездных съемок. Кроме того, ARS-3716 оснащен удобной изогнутой ручкой, используемой для управления длиной 25 см, что позволит во время съемки выполнять плавные переходы. Устанавливается штатив на телескопические ножки с клипсовыми зажимами, необходимыми для фиксации нужно высоты. Его устойчивость можно повысить, используя расположенный внизу центральной колонны крюк для подвешивания дополнительного груза.
Благодаря длинной выдержке можно убрать попавших в кадр прохожих, которые могут портить красивые снимки. Для этого нужно использовать выдержку, длительность которой больше, чем движение объекта. К примеру, если человек пересекает кадр за 5 секунд, необходимо выбрать выдержку в 10 секунд.
Такой прием подойдет в случаях небольшого количества людей, которые двигаются, а сама сцена не является слишком темной. В других случаях на снимках могут оставаться призраки, поэтому в подобных ситуациях лучше использовать метод стекинга.
Длинную выдержку очень часто применяют для того, чтобы создать на фото эффект размытости воды. Использовать этот прием можно как для рек и ручьев (текучей воды), так и для прудов или озер (спокойной воды). Это объясняется тем, что даже, казалось бы, стоячая вода все время находится в движении, поэтому она хотя бы немного на длинной выдержке размоется. Эффект получается поразительный: вода выглядит спокойной и будто бы окутанной туманом.
Длинная выдержка позволяет фиксировать очень быстрые и трудно уловимые явления. Проблема поймать, например, молнию в том, что никогда не знаешь время ее появления. Если же сделать кадр с выдержкой 10 минут и молния как раз ударит в этот временной промежуток, она будет запечатлена на снимке.
Этот прием не даст нужного результата без использования нейтрального фильтра, так как кадр будет просто засвечиваться. При этом все же не стоит устанавливать выдержку на час. Лучше делать серию кадров по 10 минут.
Некоторые современные беззеркалки предполагают наличие режима, позволяющего не прибегать к использованию фильтров и прочих ухищрений. Этот режим вначале снимает кадр, после чего добавляет более светлые, чем первостепенная экспозиция, объекты. Это отлично подходит для съемки как метеоров и молний, так и северного сияния и других непредсказуемых световых явлений. Также режим удобен для использования в съемках в технике фризлайта.
С помощью длинной выдержки можно добиться не худшего эффекта размытости облаков, чем размазанность воды. На конечный результат во многом влияет погода и длина выдержки. Сплошная мягкая облачность на длинных выдержках будет смотреться подобно стоячей воде и сможет превратиться в загадочный туман. В то же время быстро плывущие облака с четкими контурами растянутся и сделают снимок сюрреалистичным.
Если снимать на длинной выдержке звездное небо, можно получить очень необычный эффект. Впечатляюще выглядят звездные круги и звездные треки, что делает снимки похожими на картины Ван Гога.
Чтобы добиться такого поразительного результата, потребуются очень длинные выдержки. Для получения полного круга нужны будут даже не минуты, а часы. Для съемки стоит выбирать наиболее темное место, чтобы на земле не образовались пересветы. Даже минимальная засветка способна сильно помешать. Идеальной локацией можно считать места, находящиеся в удалении от крупных городов хотя бы на расстоянии от 50 км. И лучше выбирать для таких съемок безлунную ночь.
Нередко подобные кадры делаются не за один раз. Вначале снимают несколько десятков фотографий с использованием получасовой выдержкой, после чего собирают их в специальном графическом редакторе.
Планируя съемку звездного неба (при этом совершенно неважно, пейзаж будет с закрученными или обычными треками), берите на передний план в кадре какой-то выразительный предмет — интересное дерево, необычные камни, здание, автомобиль или нечто подобное. Если снимать просто небо, фото получаются не такими эффектными, как хотелось бы.
Завораживающе смотрятся размытые на снимках яркие фары авто. И вновь, такой эффект можно получить с помощью длинной выдержки. Прием очень близок к тому, который мы рассматривали в самом начале материала. Длинная экспозиция позволяет убрать с фотографий сами автомобили, оставив только светящиеся полосы.
Особенно красиво такой эффект выглядит на фото дороги и городских пейзажах. Местность вроде получается пустынной, но полосы от фар придают снимку динамичности.
Сочетая подобные пейзажи, вполне уместно использовать ведущие линии. С их помощью картинка становится объемнее, а взгляд зрителя устремляется в нужном направлении. Так вы сочетаете прекрасное с полезным.
""