Пасмурная погода может стать, как союзником фотографа, так и его противником. С одной стороны, в таких условиях можно создавать интересные фото со сбалансированной картинкой, с другой, снимки могут получиться серыми и неконтрастными. Предлагаем рассмотреть плюсы и минусы съемки в пасмурную погоду, а также подскажем несколько хитростей.
Если спросить фотографа-портретиста, какой день для съемки подходит лучше, солнечный или пасмурный, он без колебаний выберет второй вариант. Основное достоинство пасмурной погоды – мягкий рассеянный свет без жестких теней, заполняющий со всех сторон кадр.
Если солнце полностью спряталось за облаками, у объектов практически нет тени, а значит, нет контрового света. В итоге, получается эффект огромного лайтбокса. Хорошо это или нет, все зависит от целей фотографа.
У мягкого света множество достоинств, особенно если речь идет о создании портретов. В этом случае не образуется ярко выраженных теней, портящих лицо, не так сильно выражена структура кожи, что упрощает ретушь. Кроме того, из-за отсутствия яркого света модель скорее не будет щуриться. По этой причине пасмурные дни считаются оптимальными для начинающих фотографов. Проще снимать только в периоды «золотого часа». Однако золотой час проходит быстро, а вот пасмурный день позволяет продлить съемку и работать без спешки.
Основное достоинство пасмурной погоды – мягкий ровный свет – в некоторых случаях может стать и недостатком. Для ряда целей такая подсветка может оказаться слишком скучной. При таком освещении может быть сложно добиться контраста и выраженных теней, свет будет заливать все.
Еще одна сложность связана с работой самой техники. Если используется не очень светосильный объектив, в пасмурную погоду для него сможет оказаться недостаточно света. Особенно эффект будет виден на кадрах съемки динамичных сцен. Второй важный момент заключается в том, что в пасмурный день можно получить недосвет на одну ступень. Это касается в первую очередь съемок в зимнее время. Автоматика камеры стремится вытянуть общую яркость к 18-процентному серому. Это требовалось до появления RAW-формата, позволяло избежать пересветов, поскольку исправление недосвета значительно проще.
Последний минус пасмурной погоды – вероятность осадков. Попасть под дождь или снег с камерой не желает ни один фотограф. Для защищенного оборудования это не так страшно, а вот для бюджетных фотоаппаратов это может стать настоящей проблемой.
Первый совет - для построения композиции фотографу стоит найти цвет. В условиях ровного мягкого света яркие детали и объект насыщенных оттенков будут смотреться достаточно эффектно. К примеру, в тумане ярко-красное здание выглядит куда зрелищнее, чем серое. Цветовой акцент всегда украшает монохромные снимки.
Второй совет – найдите контраст. Сложность при съемке в условиях рассеянного света заключает в том, что отсутствует контраст. Однако сюжеты, контрастные сами по себе, в таких условиях могут выглядеть по-настоящему эффектно. К примеру, на фоне белого снега отлично будут смотреться темные стволы деревьев. Такая композиция считается классическим вариантом для съемки в пасмурные дни.
Третий совет – выбирайте плюсовую экспозицию. Фотографу следует следить за гистограммой и делать экспозицию, если в ходе съемки в автоматическом режиме кадр получается недоэкспонированным. Особое внимание следует уделить небу, его можно пересветить или даже полностью выбелить. Если материал уже отснят и небо оказалось пересвеченным, его можно попробовать будет заменить в ходе постобработки в Photoshop. Однако важно добиться естественности композиции.
Четвертый совет – попробуйте снимать в черно-белом режиме. При съемке в пасмурные дни такие кадры могут выглядеть очень интересно. Монохромные композиции смотрятся особенно лаконично, в них нет ничего лишнего за счет отсутствия теней.
Если не стоит цель снять брутальный портрет с резкими переходами светотени, тогда пасмурный день отлично подойдет. Он станет союзником фотографа, ведь не придется выстраивать свет, в этом случае можно будет сконцентрироваться на работе с композицией, позированием модели.
Если все же хочется разнообразить свет, просто оглянитесь. Рассеянный и ровный свет может меняться на местности (в городе или лесу, понятно, что при съемке в чистом поле сложно будет найти нужный объект). Для смены освещения используйте другие объекты. Это могут быть деревья, арки зданий, козырьки и так далее, под ними и на границах свет будет несколько меняться, что позволит получить в кадре более драматичное освещение. Искать нужную точку съемки удобнее всего, используя штатив. Штатив WT-6150 относится к разряду профессиональных. В конструкции предусмотрена 3Д головка с быстросъемным соединением, которая двигается во всех трех плоскостях (по горизонтали и вверх-вниз). Штатив позволяет снимать с разных точек, даже с уровня пола, что позволяет найти интересный ракурс.
В пасмурную погоду попробуйте снимать монохромные черно-белые портреты. В некоторых случаях для дополнительного контраста можно один из каналов перевести в черно-белый режим. Чаще всего с красный канал позволяет сделать лицо светлее, а участки зеленого или синего цвета сделать более темными. За счет этого получается контраст.
Другой вариант для получения необходимого контраста – использование дополнительного источника света. Источники постоянного света в этом случае могут оказаться слишком маломощными, рекомендуется применять вспышку, при этом она должна быть достаточно мощной. Стандартной накамерной модели может не хватить мощности для съемки в условиях рассеянного естественного света.
При работе с импульсным источником важно помнить, что при выстраивании схемы света постоянно присутствует мощная заполняющая подсветки. Схема должна выстраиваться относительно этого. Обычно достаточно применение одного источника света в роли рисующего. Однако возможны и другие варианты, к примеру, с контровиком.
""