vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Как грамотно выполнить композицию, сделать квадратное фото: разбираемся с нюансами

Растущая популярность квадратного формата фото объясняется удобством размещения в медиа ресурсах. При составлении такой композиции используются особые приемы, которые помогают получить гармоничные фотографии.

Соцсети «любят» квадраты, что отражается на общей политике и вынуждает пользователей подстраиваться под такой формат. Причиной является удобство оптимизации на уровне интерфейса. Нет нужды создавать два контейнера спец дизайна, чтобы расположить на странице изображение с учетом горизонтали, вертикали (которые, к тому же, могут иметь разное соотношение сторон, что в разы усложняет задачу). Намного проще этот процесс унифицировать и размещать фото в стандартный контейнер квадратной формы, да еще и подвести под это особую философию. Квадратный кадр — порождение ушедшей эпохи, был визитной картой винтажных камер, работающих с широкой пленкой среднего формата. Такой почерк был у камер Mamiya (Япония), «Любителей» (СССР). Славные традиции подхвачены брендом Fujifilm, который в линейке моментальных камер выпустил модель Instax Square, специализирующуюся на квадратных фото.

Основные особенности композиций

Подавляющее большинство европейцев, тех кто читает слева направо, считывает вертикальные снимки сверху вниз, а горизонтальные изображения — слева направо. Квадратные фотографии выглядят в этом аспекте интереснее, фиксируя зрительский взгляд на композиционном центре или запуская движение по кругу.

Это дает квадратным фото ряд преимуществ, позволяет сосредоточиться на основном объекте, сконцентрировать там внимание аудитории. Основная сложность заключается в создании динамики, что сделать в квадрате гораздо сложнее, чем в прямоугольнике.

Реально работающие советы

Начинающим фотографам, опытным любителям можно рекомендовать определенный алгоритм действий, придерживаясь которого удается добиться позитивного результата.

Совет № 1. Сразу снимать квадрат

При компоновке квадратного фото лучше сразу работать с квадратом, а не пробовать, сняв прямоугольник, раcкадрировать его. Попытка снять прямоугольник и трансформировать его в квадрат под силу только опытным фотохудожникам, представляющим на выходе готовую картину. И даже в этом случае есть риск не уложить изображение в квадрат. Особенно это касается случаев, когда снимается ростовой портрет, который может банально не влезть в кадр.

Намного проще и результативнее будет сразу видеть готовый результат. Подавляющее количество смартфонов, цифровых камер имеют настройки, дающие возможность выбрать квадратный кадр, подстроить нужное соотношение сторон картинки.

Совет № 2. Сосредоточиться на центральной композиции

Практически все гайды рекомендуют не размещать центральный объект в середине кадра, а смещать его к одному из краев картинки. При работе с квадратом этот правило работает несколько иначе. Поскольку квадрат — это статика, то снимки с главным объектом, размещенным строго в центре, смотрятся выигрышно. Такая компоновка особенно распространена при изготовлении продуктовой фотографии. Прием позволяет удержать внимание потенциального потребителя в центре, не давая уходить ему в сторону от объекта рекламы.

Этот принцип верен и при компоновке портрета. Человек, размещенный по центру точно будет главным героем фото.

Совет № 3. Дружба с симметрией

Усилить завораживающую статику квадрата можно, введя в композицию элементы симметрии. Удачные примеры можно найти, рассматривая городские сюжеты, памятники архитектуры.

Совет № 4. Активное использование негативного пространства

Негативное пространство — это зоны, заполненные чем-то однотонным, затушеванные градиентом. Опытные мастера используют нестандартные приемы, размещая основной объект на пересечении воображаемых линий. Таким образом, создается неожиданный, интересный эффект, где негативный фон занимает 2/3 кадра, а заполненное поле — только одну треть.

Совет № 5. Работа с ведущими линиями, диагоналями, создающими динамический эффект

Традиционно, квадратное кадрирование изображение — уход в сторону статики, покоя. Тем, к то в этом не нуждается, стоит отдавать предпочтение классическим приемам, позволяющим создать на фото динамику.

Как пример, можно использовать:

  • Ведущие линии. Данный прием предполагает размещение центральной фигуры композиции рядом с линиями, являющимися объектом материального мира. Такой прием можно использовать, включив в кадр дороги, тропки, части архитектурных сооружений, ветви деревьев, изгороди. Направляющие ненавязчиво указывают зрителю цель, на которой следует сосредоточить внимание;
  • Иллюзию движения можно воссоздать при помощи диагоналей, треугольников, включенных в композицию. В этом случае, взгляд, неотрывно следующий за диагональю, не фиксируется на центре, и в кадре появляется желаемая динамика. Диагональю может служить линия горизонта, водной глади, снятая под нужным углом.

Интересным может быть прием «голландский угол», с необычным размещением объекта в кадре. Заваленный горизонт создает ожидание тревожности у зрительской аудитории, используется для драматизации, накаливания сюжета в кинокартинах. В фотографии «голландский угол» усиливает динамику при помощи расположения по осям, используя игру света и тени, острые углы, спокойные тона и округлые формы.

Работа с оборудованием, активное использование штативов

Облегчает создание эффектных кадров использование специальные приспособлений, типа различных штативов.

Мы рекомендует подбирать модель с хорошей грузоподъемностью, чтобы надежно зафиксировать дорогостоящую, хрупкую фотоаппаратуру, исключить возможность ее повреждения. Хорошим выбором станет вариант, наподобие профессионального штатива Grifon WT-6270 с расширенным функционалом.

Штатив можно считать своеобразным техническим шедевром, имеющим массу достоинств. Устройство снабжено:

  • Телескопическими ножками со стальной пружиной, клипсовым фиксатором, обеспечивающим надежность конструкции, прочность соединения всех секций. Конструкционно предусмотрена возможность подтяжки ножек специальным ключом, выполняющим роль гайки-фиксатора. Наличие ребристых наконечников исключает повреждения напольного покрытия, обеспечивает максимальную устойчивость штатива;
  • Надежным место для крепления камеры, представляющим быстросъемную площадку с центральным винтом. Наличие подвижной 3Д головки гарантирует перемещение камеры в трех плоскостях, обеспечивает плавность съемки. Площадка и головка фиксируются при помощи мощных винтов. Кроме того, имеется и спец предохранитель, прорезиненная прокладка, обеспечивающие хорошую амортизацию при случайном ударе, падении.

Модель штатива позволяет дополнить ее грузом для большей устойчивости, подвесив его на размещенный внизу крюк. Диапазон высоты колеблется в пределах 72-154 см, что дает возможность регулировать этот параметр с учетом роста фотографа, ситуации.

В сложенном виде установка компактная, легко помещается в удобный, нейлоновый чехол, идущий в комплекте, транспортируется в нужное место. Штатив изготовлен из коррозиоустойчивых материалов (стального сплава, пластика ABS), что позволяет использовать его при повышенной влажности, в любых погодных условиях, в студии.

Интересные статьи
Схемы света и оборудование для фотопортрета
Одно из ключевых преимуществ студийной съемки – возможность регулировать освещение по своему усмотрению. Фотограф может использовать различные источники света, комбинировать их. В...
Секреты красивых черно-белых кадров
Первые фотографии изначально были черно-белыми, и лишь спустя некоторое время человечество изобрело способ делать снимки цветными. Сегодня одноцветная съемка снова в моде, хотя на...
Принципы работы с накамерной вспышкой
С помощью накамерной вспышки можно превратить любой кадр в страницу глянцевого журнала, добавляя изображению резкости и объема. Еще один вариант работы с накамерной вспышкой - репортажная...