vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Тени в фотографии: основные понятия

Что, по сути, представляет собой фотография? Если воспринимать ее с точки зрения освещения, - это сочетание теней и бликов. Именно тени позволяют придать изображению глубину и резкость.

Тени в фотографии

Сила тени

Тень обладает неким элементом тайны, она естественным образом притягивает взгляд. Именно она в фотографии позволяет в полной мере передать глубину, текстуру, форму и размер каждого из объектов. В портрете и фешн-съемке именно они задают особую эстетику. К примеру, фото с глубокими драматическими тенями кажутся более загадочными, чем портреты, выполненные в светлых тонах, практически лишенные теней.

При съемке людей тень позволяет несколько скорректировать внешность. К примеру, с ее помощью можно сделать лицо человека с круглым лицом более стройным. При вытянутом лице, напротив, можно добавить яркого света, удалив нелестную тень.

Каждый раз при проведении съемки фотографу рекомендуется задавать себе следующие вопросы:

  • Где находятся тени?
  • Откуда они исходят;
  • Насколько они выглядят темными;
  • Какой они формы?
  • Соответствуют ли тени нужному настроению?

Для правильного ответа на эти вопросы необходимо разобраться с ключевыми вопросами относительно теней.

Отбрасываемые и собственные тени

Все тени можно разделить на отбрасываемые и собственные. Отброшенная тень образуется, когда объект устанавливается, закрывая источник света. Она соответствует контуру объекта, закрывающему свет. В ходе съемки фотограф может регулировать ширину края тени, просто перемещая объект ближе или дальше от источника света.

Собственные тени образуются из-за изменения формы объекта. Они помогают зрителю определить размеры и текстуру объекта. Иными словами, эта та часть объекта, которая осталась не освещена.

Насыщенных собственных теней фотограф может контролировать, задавая угол, под которым поверхность обращена к свету. Если это 0 градусов, отражаться будет 100% света, при 45% отражается 50%, а если угол составляет 90 град. - 0% света.

Сила собственных теней также зависит от поверхности объекта фотосъемки. Так, небольшой источник яркого света позволяет дать «мягкую»тень даже на относительно гладкой округлой поверхности. К примеру, для этого подойдет фотовспышка накамерная 850.

Ключевые характеристики теней

Тени имеют несколько ключевых характеристик:

  • Яркость;
  • Направленность и форма;
  • Пенумбра, умбра и антумбра;

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Яркость теней

Яркость теней зависит от целого ряда факторов. Первый их них – световая дистанция. Закон обратных квадратов гласит, что чем ближе источник света, тем более драматичным будет его спад. Для создания насыщенных темных теней следует расположить объект ближе к источнику света. Если необходимо, напротив, создать мягкие тени, он должен располагаться подальше.

Еще один важный момент, влияющий на яркость, - отражение света. При проведении съемки в белой комнате, тени будут ярче. Если же работе ведется в темной комнате, они станут темнее.

Контролировать яркость теней можно при помощи заполняющих источников света. Чтобы тени выглядели более яркими, достаточно увеличить количество заливки светом.

Также фотографу важно знать, как работают соты, поскольку свет с сотами имеет меньшее распространение, а значит, способствует созданию большего контраста. Яркие тени воспринимаются зрителем менее драматичными, в то время как глубокая темная тень способна придать фото таинственности.

Направленность и форма

Для каждой тени характерна форма и направленность. Как сказано выше, форма определяется самим объектом. Направленность же задается положением источника света. Если он находится близко и высоко относительно объекта съемки, тень будет небольшой. Если же он расположен на одном уровне с объектом, тень будет бесконечно длинной. Правильная работа с направленностью позволит придать снимку динамику или, напротив, сделать их статичными.

Пенумбра, умбра и антумбра

Умбра представляет собой равномерно-темную, то есть основную часть тени. Направленность и размер можно задавать, регулируя расстояние между объектом и светом.

Пенумбра или полутень – это край тени или переход к бестеневой области. Именно на ней фотографы концентрируются чаще всего. Полутень может быть короткой или длинной, это определит, будет ли свет мягким либо жестким. Широкая полутень создает мягкую подсветку. Резкая короткая полутень означает жесткий свет либо очень фактурную неровную поверхность.

Широту и плотность полутени во многом определяет форма источника света. К примеру, при помощи стрипбокса можете задать широкую полутень с длинной стороны и короткую – с короткой стороны. Изменить ширину полутени можно, выбрав источник света другого размера.

Антумбра – пересечение нескольких крае теней. В итоге образуется яркое пятно за самой тенью. Эффект создается, когда источник света больше снимаемого объекта, а сам получаемый свет довольно мягкий.

В данном материале изложены основные моменты, касающиеся работы с тенями. Для оттачивания навыков фотографам рекомендуется как можно больше экспериментировать.

Интересные статьи
Почему свет для съемки нужно ставить с нуля
Начинающему фотографу готовые схемы освещения, которые он нашел в интернете, кажутся отличным выходом. Нужно выставить свет по чужой схеме, провести съемку, и - готово! На практике чужие...
Цветные гелевые фильтры в фотографии
Использование цветного освещения - модный тренд в фотографии. Рекламные агентства предпочитают контрастные цвета, которые привлекают зрителей, а значит и потенциальных покупателей. Мода...
"Золотой час" и чем он ценен для фотографа
Восход или заход солнца − это время, которое отлично подходит не только для приятных прогулок и отдыха на свежем воздухе. Оно идеально и для фотографирования, поскольку именно на...
Идеи и советы по фотосессии для беременных
Беременность - особое время, желание будущей мамы запечатлеть счастливые мгновения вполне естественное. Задача фотографа - создать благоприятную атмосферу во время фотосессии для...
Роль фона в портретной съемке
Портретная съемка – вид искусства, в котором важны все без исключения детали, в том числе и выбор фона. Единых стандартов, подходящих для создания портретов, нет, поэтому в каждом...