Вспышка — один из главных инструментов фотографа. Именно работа со вспышкой вызывает больше всего вопросов. Настроить правильно импульсный свет сложнее, чем постоянное освещение. Разберем основные ошибки фотографов и расскажем, как их избежать.
Эта проблема типична как для начинающих, так и опытных фотографов. Фотовспышка просто не срабатывает. При этом она установлена на синхронизатор или башмак, но при спуске затвора камеры не срабатывает.
В этом случае нужно проверить батарейки. Если они сели, то вспышка включится, но не сработает: не хватит заряда. При использовании синхронизатора нужно проверить его АКБ. Установка новых батареек решает проблему. При длительной съемке иногда приходится сменить не один комплект батареек. Накамерная вспышка GRIFON TT 520 для CANON, NIKON имеет 3 режима работы и может подключаться через синхронокабель без использования АКБ.
Еще одна причина несрабатывания — установка в настройках режима электронного затвора. Это актуально для камер-беззеркалок. Для того, чтобы вспышка сработала нужно установить механический режим затвора.
При использовании синхронизатора может возникнуть проблема с каналом. У продвинутых моделей имеется несколько каналов, позволяющих управлять 2-3 вспышками сразу. Если у приемника и передатчика настроены разные каналы, то фотовспышка не сработает. Перед началом съемки нужно убедиться, что приемник и передатчик видят друг друга. Это особенно актуально для ИК-синхронизаторов, между которыми не должно быть препятствий или слишком большого расстояния.
Иногда при использовании вспышки в кадре появляется черная полоса или снимок получается очень темным. Это случается при некорректной выдержке. Для успешной работы с фотовспышкой нужно знать, что выдержка синхронизации — это минимальная выдержка камеры, при которой она может корректно взаимодействовать со вспышкой. У большинства моделей выдержка синхронизации составляет 1/250. Значение можно посмотреть в технических характеристиках камеры.
При использовании более короткой выдержки, например 1/500, в кадре появляется черная полоса или затемнение. Это происходит из-за отсутствия точности синхронизации затвора и вспышки. После определенного предела вспышки не хватает и получается, что она срабатывает слишком рано или поздно на сотые доли секунды. В кадре это отображается в виде черной полосы. А бывает, что коротка выдержка попросту «летит мимо кадра»: затвор уже сработал, а вспышка только зажглась и получилась темное изображение.
Для решения проблемы нужно использовать выдержку синхронизации или удлинить ее. Если удлинить выдержку невозможно, то поможет открытая диафрагма, при которой выдержка синхронизации даст пересвет. В таком случае на помощь фотографу придут импульсные светоисточники, работающие в режиме High Speed Sync (сокр. HSS), в котором вспышка будет давать мощный и продолжительный импульс, совпадающий со временем открытого затвора. Снимать в режиме HSS просто и удобно. Единственный минус — стоит такое оборудование достаточно дорого и у него быстро садятся батарейки.
Снимки как на старую мыльницу, на которых подсвеченный объект на черном фоне — еще одна часто встречающая проблема при использовании вспышки. Причина — неправильный баланс между освещением и фотовспышкой. Решить проблему можно двумя способами. Первый — настройка камеры. Сначала нужно установить настройки без учета вспышки, т. е. выполняем настройку так, чтобы на заднем фоне было что-то видно. Как правило, настройка заключается в подъеме ISO до нужного уровня и открытии диафрагмы. После этого следует добавить вспышку, отрегулировав ее мощность так, чтобы она не пересвечивала снимаемый объект.
Второй способ подходит для очень темных помещений, когда не получается установить баланс свет/вспышка. В этом случае необходимо использовать дополнительный источник света, направленный на фон, чтобы высветить его.
При использовании комбинированного света возникает разбалансировка белого, при которой фон получается желтого цвета, а человек — неестественно сине-зеленый. Причина в разной цветовой температуре вспышки и света. Такое случается, например, при съемке портретов на фоне заката, т. к. у закатного солнца намного более теплые лучи, чем у вспышки. Проблема может появиться и при съемке в помещении с применением искусственного освещения.
И если искусственный свет можно перебить, то с солнцем так не получится. Остается использовать цветофильтры для подкрашивание света вспышки в теплый свет, близкий к естественному солнечному. Опытный фотограф также может попробовать выставить баланс по объекту съемки.
Плохие снимки могут быть следствие не только технического брака, но и неудачного света. Исправить ситуацию поможет только опыт и мастерство фотографа. Проще всего добиться хороших результатов при работе с накамерной вспышкой в горячем башмаке. Отличные кадры помогает сделать свет, отраженный от разных поверхностей, например, от потолка и стены. Не бойтесь экспериментировать и пробовать различные техники, не забывайте о возможности применения модификаторов для вспышек и у вас получатся отличные кадры!
""