Дым-машины или генераторы тумана - инструмент, который поможет сделать фотосъемку более разнообразной, стильной, необычной. С ее помощью можно получить оригинальный кинематографический эффект. Однако с дым-машиной в сочетании со светом необходимо научиться работать правильно. Иначе вы рискуете не только не улучшить, но даже ухудшить снимки.
Прежде всего, нужна сама дым-машина. Иногда ее же называют генератором тумана. По сути, устройство представляет собой парогенератор, в который заливаются составы на базе глицерина. Нагреваясь жидкость превращается в пар, который машина выпускает в виде струи.
Важно учитывать, что «дымом» называется именно пар, то есть он достаточно влажный. Если активно добавлять его для получения стильных кадров, примерно через полчаса в зале, где проходит съемка, станет влажно и душно. Если у модели не водостойкий мейкап или сложная укладка, придется проветривать в студии каждые 15-20 минут. Учитывайте, что туман рассеивается не слишком быстро. Если часть кадров должна быть отснята без него, начать стоит именно с них.
Для такой фотосессии будет полезен студийные вентилятор. Он поможет быстро разогнать или направить дым в определенном направлении.
Важно правильно подобрать свет. Необходимо два-три источника (импульсных либо постоянных). Если туман должен стелиться не на уровне земли, а выше, понадобится подставка (или ассистент, который будет держать оборудование).
Важно понимать, что дым не только создает атмосферу, но и меняет поведение света, четче разделяет в кадре передний и задний план. Однако в работе дым-машины довольно просты. Они оснащаются небольшими пультами ДУ. В ходе съемки их можно держать в руке и запускать генерацию тумана в нужный момент.
При выставлении дым-машины и света рекомендуем придерживаться нескольких правил:
Совет 1: Генератор дыма стоит устанавливать сзади, то есть за спиной модели. Если он будет расположен между моделью и камерой, получится фото с плотным белым туманом. От дыма хорошо отражается свет, из-за чего именно туман станет основой сюжета.
Совет 2: Для дыма нужен отдельный источник света (не тот, что подсвечивает модель). Обычно в процессе съемки задействуется два источника света. Дым отлично выглядит в кадре, если он засвечен контровым светом либо поток света направлен на него сбоку.
Предлагаем несколько вариантов схем расстановки света.
Схема 1: источник света (лучше всего с узким модификатором) устанавливается за моделью. Подходит строгий контровой свет, направляемый под углом в 45 град. Но более оптимальный вариант — свет, направленный сверху (тоже примерно под углом в 45 градусов).
При этом не стоит пытаться осветить спереди сцену полностью, например, с помощью октобокса. Вместо кинематографического эффекта получится каша.
Первая схема с использованием одного источника света подходит, если требуется снять силуэт в дыму без концентрации на лице или других деталях. Использовать можно постоянники или импульсы. Постоянные источники удобнее в работе, поскольку сразу можно понять, как свет поведет себя в кадре. При желании можно даже снять видео «в дыму». Однако у них есть и минусы. Как правило, постоянники отличаются меньшей мощностью, а значит, требуют повышенных значений ISO. Универсальный вариант — вспышка студийная GEMINI GS-400 II. Она может использоваться в обоих режимах, и как яркий импульс, и как постоянная подсветка мощностью в 150 Вт.
Вторая схема подсветки предполагает применение бокового либо контрового света для дыма и дополнительной подсветки лица модели. Важно подобрать насадку, которая не слишком будет рассеивать свет. К примеру, объемный октобокс для этого не подходит, поскольку сцена будет полностью залита светом, что сделает плоской картинку. Более оптимальный вариант — портретная тарелка.
Важный момент: не стоит включать включать генератор дыма по несколько раз в течение 10 минут. Иначе пар заполнит все помещение. Помните, что даже если для глаза он не различим, он все равно присутствует в кадре, влияет на распространение света. Частицы воды, рассеянные в воздухе, производят эффект зеркала. Чем плотнее эта взвесь, тем мягче и рассеяннее будет свет. Если подсветка должна быть резкой, используйте вентилятор или проветрите помещение.
С помощью дым-машины можно получить два необычных эффекта: лучи света, пробивающиеся через дым, или плотные клубы. Последние получить довольно просто. Для этого используется любой вариант с выставленным контровым светом (он поможет сделать дым особенно заметным). После этого запускается дым-машина, и пока она работает, делаются кадры. Это необходимо для того, чтобы запечатлеть клубы до того, как они рассеялись.
Если клубы должны получиться четкими в кадре, не используйте длинную выдержку. Выбирайте значение не более 1/250, для телеобъективов оно может быть еще меньше. Чтобы сделать дым цветным, можно добавить цветные фильтры.
Второй эффект — лучи света. Он интересно смотрится на фото, но воспроизвести его сложнее. Контровой или боковой свет должен проходить через препятствие, которое позволит получить тени и разделить поток на лучи. Лучше всего для этого подходит маска-габор. По сути, это трафарет, который выставляется на источнике света.
Если маски-габора нет, вместо нее можно перед источником света поставить стул, цветок или даже модель.
Еще один важный момент, который важно учесть: если нужны именно лучи, то лучше всего они формируются, когда дым чуть рассеется. Для получения лучей важна равномерность заполнения.
""