vk_ico vk_ico twitter_ico ok_ico

Съемки с дым-машиной - особенности и лайфхаки при использовании

Дым-машины или генераторы тумана - инструмент, который поможет сделать фотосъемку более разнообразной, стильной, необычной. С ее помощью можно получить оригинальный кинематографический эффект. Однако с дым-машиной в сочетании со светом необходимо научиться работать правильно. Иначе вы рискуете не только не улучшить, но даже ухудшить снимки.

Что понадобится при съемке с дым-машиной

Прежде всего, нужна сама дым-машина. Иногда ее же называют генератором тумана. По сути, устройство представляет собой парогенератор, в который заливаются составы на базе глицерина. Нагреваясь жидкость превращается в пар, который машина выпускает в виде струи.

Важно учитывать, что «дымом» называется именно пар, то есть он достаточно влажный. Если активно добавлять его для получения стильных кадров, примерно через полчаса в зале, где проходит съемка, станет влажно и душно. Если у модели не водостойкий мейкап или сложная укладка, придется проветривать в студии каждые 15-20 минут. Учитывайте, что туман рассеивается не слишком быстро. Если часть кадров должна быть отснята без него, начать стоит именно с них.

Для такой фотосессии будет полезен студийные вентилятор. Он поможет быстро разогнать или направить дым в определенном направлении.

Важно правильно подобрать свет. Необходимо два-три источника (импульсных либо постоянных). Если туман должен стелиться не на уровне земли, а выше, понадобится подставка (или ассистент, который будет держать оборудование).

Как выставить свет

Важно понимать, что дым не только создает атмосферу, но и меняет поведение света, четче разделяет в кадре передний и задний план. Однако в работе дым-машины довольно просты. Они оснащаются небольшими пультами ДУ. В ходе съемки их можно держать в руке и запускать генерацию тумана в нужный момент.

При выставлении дым-машины и света рекомендуем придерживаться нескольких правил:

Совет 1: Генератор дыма стоит устанавливать сзади, то есть за спиной модели. Если он будет расположен между моделью и камерой, получится фото с плотным белым туманом. От дыма хорошо отражается свет, из-за чего именно туман станет основой сюжета.

Совет 2: Для дыма нужен отдельный источник света (не тот, что подсвечивает модель). Обычно в процессе съемки задействуется два источника света. Дым отлично выглядит в кадре, если он засвечен контровым светом либо поток света направлен на него сбоку.

Схемы света для работы с дым-машиной

Предлагаем несколько вариантов схем расстановки света.

Схема 1: источник света (лучше всего с узким модификатором) устанавливается за моделью. Подходит строгий контровой свет, направляемый под углом в 45 град. Но более оптимальный вариант — свет, направленный сверху (тоже примерно под углом в 45 градусов).

При этом не стоит пытаться осветить спереди сцену полностью, например, с помощью октобокса. Вместо кинематографического эффекта получится каша.

Первая схема с использованием одного источника света подходит, если требуется снять силуэт в дыму без концентрации на лице или других деталях. Использовать можно постоянники или импульсы. Постоянные источники удобнее в работе, поскольку сразу можно понять, как свет поведет себя в кадре. При желании можно даже снять видео «в дыму». Однако у них есть и минусы. Как правило, постоянники отличаются меньшей мощностью, а значит, требуют повышенных значений ISO. Универсальный вариант — вспышка студийная GEMINI GS-400 II. Она может использоваться в обоих режимах, и как яркий импульс, и как постоянная подсветка мощностью в 150 Вт.

Вторая схема подсветки предполагает применение бокового либо контрового света для дыма и дополнительной подсветки лица модели. Важно подобрать насадку, которая не слишком будет рассеивать свет. К примеру, объемный октобокс для этого не подходит, поскольку сцена будет полностью залита светом, что сделает плоской картинку. Более оптимальный вариант — портретная тарелка.

Важный момент: не стоит включать включать генератор дыма по несколько раз в течение 10 минут. Иначе пар заполнит все помещение. Помните, что даже если для глаза он не различим, он все равно присутствует в кадре, влияет на распространение света. Частицы воды, рассеянные в воздухе, производят эффект зеркала. Чем плотнее эта взвесь, тем мягче и рассеяннее будет свет. Если подсветка должна быть резкой, используйте вентилятор или проветрите помещение.

Эффекты с дымом: лучи и клубы

С помощью дым-машины можно получить два необычных эффекта: лучи света, пробивающиеся через дым, или плотные клубы. Последние получить довольно просто. Для этого используется любой вариант с выставленным контровым светом (он поможет сделать дым особенно заметным). После этого запускается дым-машина, и пока она работает, делаются кадры. Это необходимо для того, чтобы запечатлеть клубы до того, как они рассеялись.

Если клубы должны получиться четкими в кадре, не используйте длинную выдержку. Выбирайте значение не более 1/250, для телеобъективов оно может быть еще меньше. Чтобы сделать дым цветным, можно добавить цветные фильтры.

Второй эффект — лучи света. Он интересно смотрится на фото, но воспроизвести его сложнее. Контровой или боковой свет должен проходить через препятствие, которое позволит получить тени и разделить поток на лучи. Лучше всего для этого подходит маска-габор. По сути, это трафарет, который выставляется на источнике света.

Если маски-габора нет, вместо нее можно перед источником света поставить стул, цветок или даже модель.

Еще один важный момент, который важно учесть: если нужны именно лучи, то лучше всего они формируются, когда дым чуть рассеется. Для получения лучей важна равномерность заполнения.

Интересные статьи
Бюджетный свет для видео - лучшие осветители
Хорошая цветная подсветка, как у знаменитых блогеров, вовсе не требует много денег. Для создания качественной и эффектной подсветки можно использовать RGB- и LED-осветители. Оборудование...
Выбираем штатив для пейзажной фотосъемки
Если вы планируете снимать пейзажи, без штатива вам не обойтись. Далеко не всегда этот инструмент так уж остро необходим. Однако иногда именно он поможет вам сделать самые...