Одним из профессиональных секретов, которым владеют мастера пейзажной фотографии, является качественная съемка через оконное стекло. При создании впечатляющих панорам или фотографировании ночного мегаполиса важно избежать появления нежелательных эффектов вроде отражений и бликов.
Здесь полезно прислушаться к советам Джастина Трини — известного американского фотографа, композитора и кинематографиста, изучившего проблему отражений с академической дотошностью. Рекомендации фотомастера подтверждены ученой степенью Йельского университета и богатой практикой съемки со смотровых площадок токийских небоскребов. Творческий подход Джастина привлек внимание фотохудожников всего мира, особенно после выхода статьи, где обобщены наработки автора и предложены оригинальные решения.
Среди наиболее интересных предложений от американского фотомэтра, помогающих исключить блики либо отражения на снимках через стекло, такие приемы съемки:
В квартире или гостиничном номере, где можно контролировать свет, ночью следует максимально уменьшить его поток. Для этого используют жалюзи, тени и любые подручные приспособления. Для блокирования нежелательной засветки камеру нужно закрыть. При дневной съемке — наоборот, жалюзи и шторы необходимо полностью убирать. Если контроль освещения невозможен, к примеру при нахождении на смотровой башне, полезно найти архитектурный элемент (балку, колонну), блокирующий свет.
Объектив должен располагаться рядом со стеклом, не касаясь его. При этом убирается большая часть отражений и отблесков. Для такой установки камеры Джастин использует удлиненный быстроразборный двухметровый профессиональный штатив.
Эффективный метод борьбы с бликами, особенно при съемке на выезде. Защитный кожух на объективе практически стопроцентно устраняет негативные оптические проявления (если камера не находится в резких угловых положениях). Старайтесь выбирать «юбку» большого размера, а для расширения области охвата можно прикрепить к ее краям ленту.
Во многих случаях поляризационные фильтры (полярики) действенно убирают отблески, но стопроцентный результат здесь не гарантирован. Убедиться в правильности выбора помогает только съемка с внешним монитором, недоступная большинству рядовых фотолюбителей. Полезно иметь собственный полярик для каждого объектива, поскольку использование переходных колец делает конструкцию громоздкой и ухудшает качество фото.
Бленда из резины полезна при прямой съемке, в наклонных положениях она работает плохо. Для каждого типа оптики следует иметь отдельную бленду.
Для себя Джастин определил беспроигрышный вариант съемки через стекло — объектив с «юбкой» плюс штатив на присоске. Такая мобильная конструкция помогает оперативно работать в кабинах авто и лифтов, в поездах, вестибюлях отелей и везде, где нежелательно привлекать к себе внимание.
""