Интуитивно начинающие фотографы часто используют центральную композицию. Начав погружаться в профессию, они узнают насколько это «плохо». В индустрии фотографии есть немало «профи», которые исповедуют «правило третей» и приходят в негодование, услышав о расположении главного объекта в центре кадра. Хорошо что Ирвин Пенн, Гарри Каллахан, Ричард Аведон и другие мэтры старой школы не знали о недопустимости центральной композиции. Иначе мир не увидел бы много гениальных фото, в которых взгляд притягивает именно центр кадра. Этим приемом пользуются и современные фотографы, которые знают когда и что можно сделать центром композиции.
Снимать по правилу третей красивое симметричное здание или выстроенный на основе симметрии дизайн просто невозможно. Смещение к любому из определенных по правилу третей зрительных центров кадра «убьет» дизайнерскую задумку или архитектурное решение. Только центральная композиция способна передать идеальность архитектурного ансамбля или выверенного до сантиметра дизайнерского решения. Для создания симметричного кадра определяют вокруг какого элемента выстроил композиционное решение архитектор или дизайнер. Затем совмещают центр видоискателя с центральной линией конструкции. При этом нужно убедиться, что левая и правая половина изображения будут примерно одинаковы.
Добиться абсолютной симметрии в кадре практически невозможно. Да это и не нужно, ведь абсолютная идентичность неинтересна, скучна. Даже если снимать архитектуру, то рядом с симметричным зданием в на фото будут не одинаковые по форме деревья, облака и другие объекты. Они станут прекрасным обрамлением для утонченного архитектурного ансамбля, будь то современное урбанистическое строение или старинный храм.
Фото лица крупным планом, когда ничего не отвлекает внимание, позволяет передать настроение героя съемки, вплоть до хитрого прищура глаз, мечтательной улыбки или одинокой слезы. Для создания хорошего портрета важно расположить центральную линию видоискателя так, чтобы она проходила вертикально между глазами модели, через середину носа, рта и подбородка. При этом модель должна смотреть строго в объектив, чтобы фото получилось симметричным и сбалансированным.
Легкий поворот головы в сторону или дрожь в руках испортит баланс в кадре. Быстрее получить идеальный портрет с плотным прилеганием лица помогает штатив для камеры, надежно фиксирующий объектив точно в заданном положении. Останется только проследить за положением головы модели.
Иногда в кадре достаточно всего нескольких объектов, чтобы создать вау-эффект. Для фото в стиле минимализм выбирается один объект, расположенный точно по центру, или несколько, находящихся на оси. Причем ось может располагаться как вертикально (чаще всего), так и горизонтально и даже по диагонали.
В простой центральной композиции применяют:
Иногда снятые по правилу третей кадры становятся интереснее, если обрезать их во время постобработки до квадрата. При этом главный герой снимка выходит на первый план, а все лишнее отсекается. Нужно помнить, что иногда много пространства «входа» и «выхода» на фото портят композицию.
На фото, где много похожих элементов (людей, предметов), указать на главный объект съемки позволяет только его центральное расположение. В загруженном кадре взгляд устремляется вначале в центр изображения, а затем уже начинает оценивать его левую и правую, верхнюю и нижнюю стороны. В перегруженных фото важно выделить главный элемент и именно на нем сделать акцент, нацелив объектив точно на него.
Подмечено, что акцент на центре кадра помогает передать умиротворенность. Гармония и сбалансированность центральной композиции передает ощущение мира и покоя на фото. При этом основной объект не обязательно располагать строго по центру. Фото выйдет гармоничным, если герой съемки окажется в центре по вертикальной оси, а по горизонтали кадр останется разбитым на трети.
Наше измерение трехмерное, но фотография передает только два из них. Перспективу в кадре можно передать диафрагмой и управлением глубины резкости, выбором объектив. Центральная композиция может добавить фото глубины без использования дополнительных технических или программных средств. Для этого главный объект размещают в центре, а вспомогательные ближе или дальше от него. Другие элементы поддерживают основной, создавая перспективу и увеличивая глубину кадра.
Даже самое детальное изучение принципов центральной композиции не поможет сразу получить эффектный кадр. Для этого нужно много практики. Приступая к ней важно помнить, что продумать построение фото лучше еще до того как будет спущен затвор. Важно захватить больше свободного пространства, чем требует задуманная композиция. Это позволит поэкспериментировать во время постобрафотки кадра, выбрав фото с наибольшим визуальным эффектом.
И напоследок еще раз напомним: центр композиции это не только математический центр кадра. Центральная композиция может быть вертикальной (объект располагается на вертикальной оси) и горизонтальной (объект располагается на горизонтальной оси) фотографии.
""