Данная статья посвящена вопросам кадрирования при портретной съемке. Этот аспект особенно важен для построения правильной композиции. Теоретической информации на эту тему достаточно много, однако для усвоения ее необходимо систематизировать. Данный материал создан не только на основе теории, но и с учетом практического опыта. Статья посвящена исключительно кадрированию портретов крупного плана (так называемым «head shot»). Итак, рассмотрим основные принципы.
«Важные линии» категорически не рекомендуется рубить. Человеческий мозг не приемлет неопределенности. Под термином важные линии понимаются контуры щек, подбородка, ушей. При этом линия волос к важным линиям не относится. Чуть ниже будет рассмотрено более плотное кадрирование.
Однако из правил всегда есть исключения. К ним можно отнести экстра-крупную съемку глаз и губ. Но такие снимки больше относятся к рекламным, чем к портретным. В основном их делают для рекламы косметики. Также не стоит обрезать линии, важные для сюжета съемки. К примеру, если фото делается для демонстрации работы стилиста-парикмахера, нельзя обрезать прическу. При заказе портретов мастеров шляпных дел стоит позаботиться о том, чтобы головной убор был виден полностью.
Важно не только не рубить линии границами кадра, но и исключить теневые пятна. Этого позволит избежать правильно выстроенная подсветка. Для оснащения новичкам рекомендуется выбирать готовые наборы оборудования. Например, комплект Grif-23 включает в себя все необходимое: осветители, софтбоксы, стойки с перекладиной, лампы, сумка для переноски.
В мире фотографов термин воздух обозначает свободное пространство на снимке от его границ до самой модели. Наиболее «популярная» ошибка среди начинающих фотографов – слишком большое свободное пространство над головой модели. Конечно, это легко можно исправить при постобработке путем кадрирования. В этом случае теряются мегапиксели. В настоящее время это не так критично, фотографии отдаются в печать не так часто.
Добавить воздух рекомендуется в тех случаях, если модель смотрит не в кадр. В направлении, куда обращены глаза, должно быть больше пустого пространства. В ином случае возникнет эффект «запертого» взгляда. Однако не все фотографы любят такие портреты. При добавлении «воздуха» важно соблюдать равновесие. Его использование должно быть логически оправдано.
Еще один важный нюанс – расположение модели. Для человека привычно воспринимать изображения слева направо. В итоге, если взгляд модели для смотрящего направлен слева направо, она выглядит более открыто, экстравертно. Если же все наоборот и взгляд модели на фото направлен справа налево, она выглядит более интровертно, даже таинственно.
Если заказчик точно не знает, для чего будет использоваться фото и, соответственно, формат кадра не определить, рекомендуется оставлять свободное пространство вокруг модели. Раньше фотографы использовали камеры с соотношение сторон 1:1, то есть использовался квадратный формат. Он считается лучшим для портрета, но лишь при условии, что фотограф умеет с ним работать, у него есть соответствующий опыт и он «видит» квадратный кадр.
Позднее стандартным стал кадр 2:3. Однако появление Инстаграма все изменило. Сегодня кадрировать можно по-разному. Однако заказчик не всегда знает, какой формат снимков ему необходим. Если фон однородный, «нарастить» его при постобработке несложно. Однако эта манипуляция отнимает время, особенно если фотографий много. При неоднородном фоне неизбежно возникнут сложности.
Снимки, на которых модель словно прилипла к краю кадра, выглядят неэстетично. В этом случае мозг зрителя начинает искать причину, по которой изображение выстроено именно так. Однако логического объяснения чаще всего нет.
Исключение делается лишь при плотном кадрировании. У такой техники есть неоспоримое достоинство – основной акцент приходится на лицо модели. В этом случае будут скрыты и неприглядные нюансы вроде смятой рубашки или короткого галстука. Также в этом случае не придется следить за руками, плечами и осанкой модели.
Один из основных принципов построения кадра – правило третей. По сути, оно представляет собой упрощение золотого сечения. Это правило активно используется в разных сферах: в дизайне, фотографии, рисовании. Для определения зрительных центров (важных композиционных точек), кадр делится с помощью линий, идущий параллельно сторонам. Используются пропорции 3:5, 2:3 либо 1:2. Для облегчения работы фотографа некоторые производители фотоаппаратов используют построенную по правилу третей сетку в видоискателях.
Правило третей при портретной съемке крупным планом и работает, и нет. При этом чем крупнее план, тем менее эффективно правило. Глаза модели все же при обычном крупном портрете желательно должны находиться на уровне направляющей. Однако при экстра крупном плане при обрезанной линии роста волос правило третей прекращает работать вовсе.
Помните, правила созданы как раз для того, чтобы они нарушались. Фотограф имеет право кадрировать снимок так, как ему хочется в соответствии с логикой построения снимка. Однако принципы построения композиции придуманы не просто так, а значит каждое отхождение от них должно быть обусловлено.
""