Взгляд «делает» любой портрет. Удачно снятые глаза могут оживить даже унылое фото, а плохо освещенные, невыразительные наоборот испортят впечатление от самого красивого лица. Так, не желая попасть на страницы прессы, голливудская легенда-затворник Марлон Брандо закрывал глаза при виде папарацци. Он знал, что такое фото не возьмет ни один редактор.
Есть разные подходы к «правильной» портретной съемке. Рассмотрим три способа, которыми пользуется фотограф-портретист Джина Милициа, чтобы сделать взгляд на фото выразительным и притягивающим.
Лучше всего на фото выглядят глаза, на которых есть блики. Отражаясь в глазах, источники света оставляют на глазах световые пятна. Их размер, яркость и форма зависят от того, искусственный свет в студии или естественный. Также на характеристики световых бликов влияют размер источника света, расстояние от него до объекта съемки.
Большие студийные окна и яркий дневной свет позволят получить крупные четкие блики. Более мягкие, но все еще с четкими контурами, световые отблески на поверхности глаз создает рассеянная накамерная вспышка. А вот зонт-софтбокс, выставленный на «2 часа» от снимаемого человека, подарит глазам мягкие и максимально естественные блики.
Эффектно смотрятся снятые крупным планом глаза, в которых отражаются контуры другого человека, предмета или даже пейзажа. Экспериментируя со съемкой крупным планом и разными источниками света, можно получить интересные концептуальные фото. Плохо освещенные, совсем без бликов глаза тоже можно снимать, но только если концепция фото предполагает у персонажа холодный, немного жуткий взгляд.
Свет может одарить взгляд на фото не только красивыми бликами, но и эффектом красных глаз. Он часто появляется у начинающих фотографов, закрепляющих вспышку слишком близко к камере.
Избежать эффекта красных глаз можно, если:
Используя отражатели на пружине типа 5 в 1 можно изменить интенсивность светового потока или его направление. Это позволит избежать красных глаз, получить интересные мягкие или четкие блики.
Как опытный портретист Джина Милициа знает, что настроение модели отражается на фотографии. Если человек нервничает или его мысли печальны, то никакая улыбка не спасет фотопортрет. Отстраненный или холодный взгляд сделает невыразительным даже тщательно спланированное по композиции фото.
Необходимо общаться с моделью, уверена Джина. Она часто использует на съемках прием визуализации. Для этого нужно спросить модель о знаменательном моменте в ее жизни. Это может быть радостный или грустный период. Все зависит от эффекта, который хочется получить на фото. Еще один прием — спросить о мечтах, где бы человек хотел очутиться. В момент визуализации у модели меняется выражение лица, мышцы непроизвольно расслабляются или приходят в тонус. Фотографу остается поймать и запечатлеть волшебный момент преображения.
Кроме выражения лица для хорошего портрета необходимы правильная постановка головы, направление взгляда. Модели необходимо подсказать куда смотреть, как наклонить или повернуть голову. Опытные фотографы-портретисты знают, что сильные эмоциональные фото выходят, если взгляд смотрит прямо в камеру. А вот трогательное лицо с мягким выражением получают, когда взгляд направлен в сторону.
Используя первые два приема от Джины Милициа можно получить хорошее портретное фото. Сделать его одним из лучших позволить постобработка.
При работе в редакторе главное не перестараться с улучшениями. Глаза приспосабливаются к изменениям на экране и перестают их адекватно оценивать. Именно поэтому у Джины есть особое правило для постобработки. Его суть в необходимости дать «отлежаться» обработанному фото. Это может быть день или ночь. Примерно через 10-12 часов можно посмотреть на фотографию еще раз и, при необходимости, добавить изменений.
Краткая инструкция по улучшению взгляда в редакторе Lightroom:
Когда радужная оболочка глаза выглядит ярко и привлекательно, можно приступить к корректировке ресниц и бровей, ведь они тоже часть взгляда. Для этого выбираем новую «Кисть», увеличиваем ползунок резкости до +22 и закрашиваем область бровей и ресниц. Теперь они выглядят более четко.
Чтобы придать взгляду еще большей выразительности, можно слегка затемнить край радужки. Для этого опять выбираем «Корректирующую кисть» и устанавливаем «Экспозицию» на -29, а «Резкость» на +10. Далее аккуратно проводим по краю радужки.
На этом работа в Lightroom окончена. Откорректированное изображение выгружают. Окончательную ретушь лучше проводить в Photoshop. Он хорошо скрывает небольшие недостатки кожи.
Программные редакторы позволяют довести фото до совершенства (или почти до совершенства). Это возможно, только если исходник уже достаточно хорош. Так что не стоит пренебрегать хорошим освещением и правильным выражением лица модели.
""