Безликость и скучный вид кадра означают одно — автор неверно выбрал композицию. И дело тут не в цвете — черно-белых фото, причисленных к числу мировых шедевров, не просто много, а очень много. Минимализм вовсе не синоним скуки, и убрав лишнее как раз можно сконцентрировать все внимание на самом важном. Качество фото тоже не зависит напрямую от стоимости камеры, особенностей выдержки и других значимых моментов в процессе создания картинки. Все дело может быть в том, что взгляду просто не за что зацепиться, внимание зрителя ускользает, так как акценты расставлены неправильно. Умение использовать композиционные приемы не менее важно, чем умение выбирать технические средства и аксессуары, работать с фотографией.
Один из наиболее простых, но важных композиционных приемов носит название фрейминг.
Под фреймингом понимают прием, при котором в кадре появляются рамки. Для их получения автор приближается или удаляется от объекта, использует технологию расстановки предметов в кадре и модели друг относительно друга. Не всегда нужно пользоваться всеми инструментами сразу, бывает, что достаточно только одного. Самое простое решение — посадить модель в помещении, а самому выйти на улицу и сделать фотокадр через стекло. В этом случае в качестве естественного фрейма выступит рама окна.
Особенность фрейминга заключается именно в том, чтобы рамка внутри кадра как бы обводила основной объект на картинке. Таким образом, она будет ограничивать его со всех сторон, отсекая лишнее, притягивая взгляд, концентрируя внимание.
Этот прием считается универсальным практически для всех жанров. Ведь расставлять акценты, привлекая внимание к модели требуется и в репортажной съемке, и в стрит-фото, и само собой разумеется, в портрете. Чтобы акценты были более четкими, завершенными, рекомендуется использовать простые, но действенные и функциональные инструменты и приспособления.
Например, белый бумажный рулонный фон — идеальный для портретов и предметной композиции. При всей кажущейся простоте, сделать лаконичный и эффектный кадр с помощью такого фона — настоящее искусство. Здесь важны многочисленные штрихи и нюансы: белый фон должен быть без единой морщинки, идеально ровно разложен на полу или подвешен, иметь большую площадь.
В качестве образца можно предложить востребованный у фотографов и очень красивый белый рулонный фон Grifon, работая с которым важно соблюсти профессиональные правила и рекомендации съемки фрейминга. Они заключаются в отделении объекта от фона достаточным расстоянием, грамотным выставлением света, который должен падать и на объект, и на фон. В избегании объекта «плавающего предмета», для чего следует добавить хотя бы одну легкую тень. И — во избежание бликов, в ограничении количества падающего на фон света. Опытные фотографы рекомендуют для создания эффектных снимков приобретать одновременно несколько рулонов матового белого фотофона, и результат не заставит себя ждать!
Наиболее очевидным будет поиск готовых естественных рамок в интерьерах и локациях. На итоговую композицию оказывают влияние такие моменты, как отдаленность от модели, высота точки съемки и зуммирование объектива.
В качестве рамки в локации может выступить:
На самом деле, для стильных, эффектных кадров совсем необязательно искать подходящий природный фон или реквизит. Часто выручают простые подручные вещи, которые позволяют создавать интересные акценты. В числе таковых — любые ткани (шторы, платья), которые, проявив минимальную фантазию, можно превратить в рамку. Пустые рамы картин — еще один прием, который сразу приходит в голову, когда речь заходит о фрейминге. Если он кажется чересчур избитым, то можно разнообразить его при помощи зеркал. Необязательно огромного ростового, хватит и карманного, и даже — крупного осколка. Его можно прислонить к опоре, положить на пол или на землю или дать в руки модели. Все внимание окажется сконцентрированным на изображении внутри зеркала.
В конце концов, сама модель может создать простейшую, но очень эффектную рамку из пальцев рук, сложив их соответствующим образом, чтобы обрамить, к примеру, часть лица. Также в руки можно взять ветки, цветы, провода, бусы, кольца — вариантов импровизации в создании рамки здесь бесчисленное количество. Креативно и современно выглядит рамка из дыма, для ее создания применяют дым-машину или, для уличной съемки, файеры и дымовые шашки.
Любые предметы, создающие кадр в кадре — это и есть инструменты композиции фрейминга. Они позволяют акцентировать внимание на модели, сделать ее самой главной, притягательной частью кадра!
""