В практической фотографии правило золотого сечения — важнейший инструмент формирования гармоничной и выверенной композиции. И хотя создание снимка — процесс индивидуальный, часто ломающий стереотипы, золотое сечение остается в арсенале каждого фотомастера.
Ещё в 13-м веке пизанский математик Фибоначчи открыл интересную пропорцию, позднее названную «божественной». Оказалось, что в природе присутствует определенная схема-дизайн, приятно воспринимаемая человеческим глазом. При этом прямой отрезок АС делят на 2 неравные части АВ и ВС, соотносящиеся друг с другом как 5:8. Причем, часть отрезка ВС и весь отрезок АС соотносятся также как 5:8. Именно в таком отношении сторон строилось большинство картин времен Ренессанса. Так же строится ныне и геометрия фотокадра.
Главное отражение принцип золотого сечения находит в Сетке Фибоначчи, часто наблюдаемой в видоискателях фотооборудования. По сути это — комбинация отрезков, на пересечениях которых концентрируется взгляд зрителя.
Строится Сетка Фибоначчи так:
Сетка готова, а на полученных линиях и их пересечениях (в 4-х активных точках) следует располагать ответственные объекты фотокадра или делать художественные акценты. К примеру, при показе узора на небе рекомендуется размещать в кадре линию горизонта по нижней линии сетки, а при съемке передних пейзажных планов — вдоль верхней ее линии.
В активных точках снимка располагают предметы или портретные детали, особо важные для конкретного кадра. Именно сюда, а не в центр снимка, будет изначально направлен зрительский взгляд и здесь сконцентрируется его внимание.
""